Василий Дандыкин: «Атомный ледокол проекта "Лидер" - наш ответ тем, кто собирается вытеснить Россию из Арктики и установить свой контроль над этим стратегически важным регионом»
Ввод суперледокола в эксплуатацию запланирован на 2027 год, когда по всем расчётам экономический кризис уже будет преодолён и с новой силой возобновится конкуренция основных мировых игроков за полярные ресурсы и за самый короткий маршрут из Тихого океана в Атлантику по Северному морскому пути (СМП). И хотя в освоении ресурсов Арктики за Россией сохраняется исторический приоритет, с этим фактом вряд ли кто станет считаться, если его нечем будет аргументированно подтвердить.
Для начала надо было отбить охоту у желающих завладеть «Шапкой мира», и российское Минобороны с этой задачей в основном справилось: на всём протяжении российского Заполярья воссоздана военная инфраструктура, позволяющая, если придётся, умерить самые необузданные аппетиты. Следующий аргумент - мощный ледокольный флот, без которого полномасштабная деятельность в Арктике, в том числе и военная, принципиально невозможна, даже с учётом перспективы глобального потепления.
До последнего времени экономические и геополитические интересы России в полярных широтах гарантированно обеспечивала наша «ледокольная эскадра», равной которой в мире нет. Понятно, что это дело времени: и в США, и в Китае ещё до кризиса были анонсированы программы строительства ледоколов и судов ледового класса, в том числе и боевых кораблей, способных решать задачи в арктической зоне. Так что атомный ледокол проекта «Лидер» - наш ответ тем, кто собирается вытеснить Россию из Арктики и установить свой контроль над этим стратегически важным регионом.
Технический проект нового атомного ледокола разработан центральным конструкторским бюро «Айсберг». На судне будет установлена ядерная энергетическая установка РИТМ-400, созданная на нижегородском АО «ОКБМ Африкантов» - одном из ведущих предприятий госкорпорации Росатом.
Справка
Атомный ледокол лидер проекта 10510 предназначен для круглогодичной проводки крупнотоннажных транспортных судов дедвейтом более 100.000 тонн и шириной более 50 метров на всём протяжении Северного морского пути. Энергию судно будет получать от атомной паропроизводящей установки, состоящей из двух реакторов тепловой мощностью по 315 МВт каждый. Движителем служат четыре четырёхлопастных гребных винта фиксированного шага. Предельная толщина льда, преодолеваемого универсальным атомным ледоколом непрерывным ходом с минимально-устойчивой скоростью 1,5-2 узла составляет 4,3 метра; скорость хода по льду до двух метров - не менее 12 узлов; автономность судна по запасам провизии составит восемь месяцев; численность экипажа - 127 человек; назначенный срок эксплуатации 40 лет. Водоизмещение - около 71.380 тонн.
О перспективах создания в стране ледокольного флота нового поколения, способного решать не только экономические, но и военные задачи, еженедельнику «Звезда» рассказал член Экспертного совета Общероссийской организации «Офицеры России» капитан 1 ранга запаса Василий Дандыкин:
- «Лидер» - первый в мире ледокол, способный проводить суда по Северному морскому пути круглый год. И Росатом планирует к 2033 году построить три таких судна. Но надо сразу отметить, что удовольствие не из дешёвых. По расчётам Минпромторга, «Лидер» обойдётся казне примерно в 127,5 млрд рублей. Расходы на строительство двух других ледоколов предполагается в равной пропорции разделить между федеральным бюджетом и собственным бюджетом Росатома. Ещё один вариант - концессия, поскольку в защите экономических приоритетов заинтересованы все участники освоения Арктики, в том числе и частный бизнес.
Ледокол проекта «Лидер», который по замыслу должен стать самым мощным ледоколом в мире, таким задачам в полной мере соответствует. Кроме того, в Санкт-Петербурге сейчас строятся ещё три ледокола проекта «Арктика», и головной уже проходит испытания. Но эти ледоколы, хотя им тоже нет равных, третьего поколения. «Лидер» - четвёртое поколение, которому не страшны даже четырёхметровые льды на всём протяжении Северного морского пути и который будет весьма востребован после кризиса, усиленного коронавирусной пандемией. Это ведь самый короткий путь из Азии в Европу, а значит и самый дешёвый, что немаловажно, когда многим государствам придётся считать каждую копейку.
Понятно, что по Севморпути «Лидер» и его собратья будут проводить не только танкеры и контейнеровозы. Круглогодичная навигация по СМП даёт возможность российскому Минобороны при необходимости перебрасывать в угрожаемый период силы и средства с запада на восток и в обратном направлении. Что, согласитесь, немаловажно с учётом политических и военных амбиций США и их соратников по НАТО. Так что ледоколы проекта «Лидер» - наш надёжный аргумент для утверждения в Арктике.
Теперь же очень многое зависит от судостроительной промышленности, которая, что не секрет, понесла значительные утраты после развала СССР и сегодня переживает непростые времена. Но восстановительная динамика уже наметилась. Если не в этом, то в следующем году должна выйти на ледовые трассы «Арктика», за ней - ледоколы «Сибирь» и «Урал», они уже спущены на воду. На полную мощь работают в полярных широтах ледоколы «Ямал», «50 лет Победы», «Виктор Черномырдин». Специально для российского ВМФ построены вспомогательный дизель-электрический ледокол нового поколения «Илья Муромец» (проект 21180) и патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин».
Но есть ещё один немаловажный момент. Закладка на верфи «Звезда» такого гиганта, как ледокол «Лидер», свидетельствует о том, что на этих же стапелях в перспективе можно будет строить не только супертанкеры, но и авианосцы.