Тральщики НАТО проверили «Северный поток-2»
Судя по данным Автоматической идентификационной системы (AIS Automatic Identification System), восемь минных тральщиков НАТО целые сутки (с 9 по 10 июня) без устали курсировали в датской исключительной экономической зоне к юго-западу от острова Борнхольм. Особенно тщательно - около двух часов - они кружили у известного места залегания на балтийском дне боеприпасов времён Второй мировой войны.
Группировка НАТО состояла из следующих боевых кораблей: британского HMS Ramsey, литовского M53, нидерландских URK и Zuerikzee, финского Purunpaa 41 и немецких M1064, Seehund 07 и Seehund 18.
Основная часть операции, как выяснилось, прошла по маршруту 160-километрового недостроенного участка «Северного потока-2» в датских водах.
Причём тут мины?
Примечательно, что поиск и уничтожение (если бы они были обнаружены) морских мин осуществлялся в рамках натовских манёвров BALTOPS 2020.
В этих военно-морских учениях под руководством США (время проведения - 7-16 июня) были задействованы 29 кораблей, 29 самолётов и вертолётов, а также 3.000 военнослужащих из 17 стран альянса (Канада, Дания, Эстония, Франция, Германия, Греция, Италия, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Испания, Турция, Великобритания и США) и двух стран-партнёров (Финляндии и Швеции). В связи с пандемией COVID-19 военные игрища прошли исключительно на море, наземные операции не предусматривались. Учения BALTOPS проводятся ежегодно, начиная с 1972 года. Нынешние состоялись в 49-й раз.
«BALTOPS 2020 - это отличная возможность для дальнейшего улучшения нашей способности быстро и эффективно взаимодействовать с союзниками и партнёрами. Обучение в мирное время - залог успешного преодоления любой кризисной ситуации», - заявил командующий SNMCMG1 Хеннинг Кнудсен-Хог. Это под его началом тральщики отрабатывали свою задачу у острова Борнхольм.
Справка
SNMCMG1 (1-я постоянная противоминная группа НАТО) - старейшая из четырёх подобных групп. Она была сформирована 11 мая 1973 года в бельгийском порту Остенде для обеспечения безопасности судоходства в районе Ла-Манша, территориальных вод Бельгии и Нидерландов. Первоначально в неё входили корабли ВМС Бельгии, Германии, Великобритании и Нидерландов. В 2000 году к этой структуре присоединились Дания и Норвегия. Позднее оперативная зона SNMCMG1 была расширена на всю Северную Европу.
Похоже, что вся эта катавасия как раз и была задумана не столько «для повышения уровня взаимодействия», сколько для того, чтобы дать американцам дополнительные аргументы против «Северного потока-2».
Отнюдь не случайно натовские корабли кружили у недостроенного участка российского энергетического объекта, не дающего покоя США. Особую скандальность этой «поисковой операции» придавал тот факт, что буквально накануне по указанию оператора Nord Stream 2 AG было вновь проведено детальное исследование дна по маршруту укладки ветки газопровода. Около месяца многофункциональное судно Stril Explorer компании MMT Sweden тщательнейшим образом выполняло аналогичные поисковые работы. Это было необходимо для подачи обновлённого плана завершения строительства в Датское энергетическое агентство (ДЭА). Если бы шведы нашли хотя бы намёк на возможное присутствие мин, то это существенно повлияло бы на перспективу получения нового разрешения.
Напомним, что в немецком порту Мукран, который является логистическим центром «Северного потока-2», находятся специализированные трубоукладчик «Академик Черский» и баржа «Фортуна», готовые приступить к строительству незавершённого участка.
Президент Владимир Путин говорил, что Россия самостоятельно завершит проект и запустит газопровод в конце 2020-го - первом квартале 2021 года. На этом фоне в начале июня на рассмотрение американского Сената внесён очередной законопроект о расширении санкций в отношении «Северного потока-2».
Что касается ДЭА, то агентство настаивает: выдаст разрешение только при условии, если при завершении строительства будут использоваться российские суда с системой динамического позиционирования (DPS).
Справка
Dynamic Positioning System предназначена для удержания судна в заданной позиции или области и/или на заданном курсе, его перемещения на небольшие расстояния, следования вдоль заданного маршрута автоматически с высокой точностью посредством использования судовых движителей и подруливающих устройств.
Наличие такой системы даёт возможность с максимальной точностью обходить обнаруженные ранее районы залегания боеприпасов времён Первой и Второй мировых войн. Кстати, на барже «Фортуна» DPS нет.
Что же касается BALTOPS 2020, то можно уверенно предположить, что противоминная группа НАТО усиленно искала (но, видимо, тщетно!) у острова Борнхольм любую зацепку, чтобы опровергнуть заключение шведских исследователей о безопасности маршрута недостроенного участка газопровода. А это ещё одно подтверждение, что альянс всё в большей степени стоит на страже не только военно-политической безопасности Запада, но и экономических интересов США.
Параллельно с BALTOPS 2020 российская авиация провела учения в Балтийском море. «Экипажи фронтовых бомбардировщиков Су-24 и Су-30СМ морской авиации Балтийского флота в ходе плановых тренировок отработали условное нанесение ударов авиационными средствами поражения по надводным целям в морских полигонах в Балтийском море», - говорится в сообщении пресс-службы Балтийского флота.
Справка
Су-30СМ - российский тяжёлый многоцелевой истребитель поколения 4++, основной задачей которого является завоевание господства в воздухе. Первый полёт совершил в 2012 году. Самолёт разработан «ОКБ Сухого», выпускается на Иркутском авиационном заводе - филиале ПАО «Корпорация «Иркут».
Су-24 (по кодификации НАТО - Fencer («Фехтовальщик») - российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности поколения 4, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Носитель тактических ядерных зарядов. Разработан «ОКБ Сухого», выпускается на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова.
В манёврах были задействованы около десяти самолётов. Пилоты выполнили полёты в заданный квадрат моря для изучения надводной обстановки, а также атаковали мишени, имитирующие отряд кораблей условного противника. Лётчики отработали также фигуры высшего пилотажа, боевые развороты и приёмы ухода от средств ПВО «противника».
Российские ракетные катера также вышли в Балтику и провели артиллерийские стрельбы.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг 8 июня дал старт дискуссии о том, как усилить Североатлантический альянс, сделав его способным отвечать на вызовы завтрашнего дня. Инициатива называется «НАТО-2030».
«Это возможность подумать о том, где мы видим наш альянс через десять лет, и как он продолжит держать нас в безопасности во всё более непредсказуемом мире», - отметил он.
Отвечая на вопрос об отношениях с Россией, генсек напомнил о так называемом «двухколейном» подходе к контактам с Москвой: усиление сдерживания с одновременным продолжением диалога.
Усилить НАТО Столтенбергу поручили главы государств и правительств военно-политического объединения в декабре 2019 года. Справиться с этой задачей ему поможет группа из десяти экспертов во главе с экс-министром внутренних дел ФРГ Томасом де Мезьером и бывшим американским дипломатом Уэссом Митчеллом. Результаты обсуждения Столтенберг представит на очередном саммите НАТО, запланированном на 2021 год.
…Не исключено, что в разработке обновлённой стратегии альянса будут учтены и новые запросы США - на отстаивание их экономических интересов. Во всяком случае, именно на эту тенденцию указывает поиск морских мин с помощью целой эскадры тральщиков на незавершённом участке «Северного потока-2».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.