Роботы, лазеры и другие «гаджеты» военного назначения
О необходимости существенно расширить линейку боевых роботов и сконцентрироваться на разведывательных и ударных системах Верховный главнокомандующий Владимир Путин говорил ещё в 2017 году. Спустя три года программа развития российской боевой беспилотной техники и лазерного оружия выглядит почти завершённой.
За пределами атмосферы
Главным направлением, в развитии которого Российская Федерация отставала с момента развала СССР, были космические беспилотные аппараты. В общем и целом стоит отметить, что хотя в разработке спутников видовой, радиотехнической и радиоэлектронной разведки после 1991 года сохранился определённый прогресс, тема космических, или, правильнее сказать, орбитальных самолётов активно не обсуждалась не только промышленниками, но и военными специалистами.
Однако первый полёт американского орбитального беспилотника Boeing X-37, состоявшийся в 2010 году, заставил военных пересмотреть взгляды на космические системы такого типа. Уже известно, что с 2010 года Orbital Test Vehicle (OTV) провёл пять испытательных космических полётов, суммарная продолжительность которых составила 2.866 суток или почти восемь лет непрерывного нахождения на орбите Земли.
В 2022 году и в России вместе с испытаниями отечественной ракеты-носителя многоразового использования должны начаться испытания первых элементов нового воздушно-космического самолёта, патент на разработку двигателей для которого «Роскосмос» получил в конце 2019 года.
В ряде СМИ встречались заявления, что воздушно-космический самолёт может стать частью системы так называемого «Воздушного старта», от создания которой официально отказались ещё в начале нулевых. Если отбросить публикации в СМИ как единственный источник достоверной информации и провести самостоятельный анализ, нетрудно установить, что орбитальный самолёт, которому ничто не мешает быть опционально пилотируемым, способен решать те же задачи, что и американский X-37, построенный по программе OTV.
Например, в реальном масштабе времени выполнять мониторинг состояния нашей орбитальной группировки. Кроме того, создание воздушно-космического самолёта может существенно продлить сроки эксплуатации спутников и позволит с минимальными затратами выводить на орбиту малые искусственные спутники массой от 10 до 150 килограммов.
Повелители воздуха
Развитие беспилотных летательных аппаратов - другое, не менее важное направление, в которое Минобороны РФ вкладывает серьёзные средства. Уже завершены НИР и ОКР сразу по нескольким беспилотным системам. И один из ключевых успехов - начало опытной эксплуатации беспилотников «Орион», созданных в рамках ОКР «Иноходец».
Тем не менее считается, что этому аппарату всё-таки уделяется недостаточно внимания, хотя именно «Орион» - первый беспилотник в России, который по характеристикам и оснащению встал в один ряд с американскими БПЛА Reaper и Predator. В рамках опытно-боевой эксплуатации в Сирийской Арабской Республике несколько «Орионов» применялись как в разведывательной конфигурации, так и в ударной, в состав вооружения которой входят до четырёх управляемых ракет.
Другой важный результат, достигнутый российскими военными в сотрудничестве с ведущими подрядчиками - начало лётных испытаний беспилотника «Альтиус-У». Максимальная дальность полёта этой машины составит до 10 тыс. километров на одной заправке. О боевых конфигурациях беспилотника официальных сведений нет, однако некоторые источники утверждают, что уже в 2020 году Минобороны покажет финальную версию машины, полностью из отечественных комплектующих, а серийное производство «Альтиус-У», причём в нескольких версиях, может быть налажено уже в 2021 году.
Как отмечает эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов, если речь идёт об использовании беспилотников в войсках, то в первую очередь упор будет сделан на те системы, которые пока находятся на различных этапах создания.
« Кроме того, не исключено также, что в ближайшем будущем речь будет идти про комплекс, или даже несколько комплексов различного класса с БПЛА вертолётного типа», - говорит Федутинов.
Самой ожидаемой новинкой в линейке стал беспилотный летательный аппарат С-70 «Охотник», сам факт разработки которого долгое время не подтверждался. Но примечательно, что сразу после первого совместного полёта С-70 и истребителя пятого поколения Су-57 похожие вылеты прошли и в США. Над территорией авиабазы ВВС США «Эдвардс» тестовые полёты совершали истребитель F-35 и ударный беспилотник MQ-9.
В этих вылетах F-35 практически полностью копировал сценарий первого полёта БПЛА «Охотник» с истребителем Су-57, где пилотируемая машина выполняла роль летающего командного пункта, с которого на ударные беспилотники поступают команды.
При этом насыщение БПЛА Вооружённых сил России идёт не только за счёт уникальных и дорогих в производстве систем. Российскими предприятиями уже освоен выпуск беспилотников «Форпост» с полностью российской компонентной базой. Другое крупное направление, над которым не без успеха работают российские компании, - барражирующие боеприпасы. Например, БПЛА «Ланцет», который разработал и производит концерн «Калашников», востребован не только у российских военных, но и у зарубежных заказчиков.
По мнению Дениса Федутинова, развитие портативных систем БПЛА продолжится в сторону уменьшения размерности.
«Микро-аппараты в войсках пока отсутствуют, а могли бы пригодиться, скажем при проведении спецопераций, в том числе в условиях городской застройки. Кроме того, можно предположить активное развитие дешёвых мини-БПЛА», - сказал эксперт.
Боевые роботы
О полностью автономных и способных принимать самостоятельные решения боевых машинах говорить пока рано, хотя первые результаты уже есть. Известно, что полностью роботизированные боеспособные соединения создаются российскими специалистами в рамках разработки боевой роботизированной платформы «Маркер». А «философию» применения боевых роботов на поле боя будут отрабатывать в рамках создания перспективной бронетехники для Сухопутных войск. Первые конкретные решения по этому направлению планируют показать руководству Минобороны России уже к 2025 году, а к концу Государственной программы вооружений 2027 года разработчики рассчитывают получить первые прототипы-демонстраторы.
На платформе «Маркер» ВС РФ планируют создать полноценное боевое подразделение, в котором у каждой машины будет чётко структурированный функционал. Известно, что кроме ударных машин, выполненных как на уже существующих платформах, так и на разработанных с нуля, появятся роботизированные транспортно-заряжающие и топливные комплексы, которые позволят "роботизированному отделению" действовать автономно на протяжении длительного времени - от нескольких дней до нескольких недель.
И хотя «Маркер», разработанный НПО «Андроидная техника», пока представляет собой высокомобильную миниатюрную технику, ключевая особенность системы - программное обеспечение и аппаратные модули. Источники еженедельника «Звезда» в ОПК отмечают, что этому направлению в Минобороны уделяют повышенное внимание. Нельзя исключать, что и «наборы» модулей для конверсии пилотируемой бронетехники в беспилотники появятся в ближайшие пару лет.
Для роботизированной техники появится и собственная система управления. Существующий частотный диапазон, зарезервированный для связи и координации ВС РФ, может быть существенно расширен, а под его характеристики будут созданы новые средства автоматизации и управления войсками (АСУВ), базой для которых, вероятнее всего, станет специальная обучаемая нейросеть, собирающая огромные массивы метаданных.
Под большой объём входящей и исходящей информации создавалась и роботизированная платформа «Кунгас», испытания которой завершаются в данный момент. И хотя основная задача боевых машин на этой платформе - доставка грузов оперативным соединениям, никаких технических ограничений на поддержку огнём нет. Достаточно выбрать машину, оснастить её модулем вооружения, и можно отправлять роботов в бой.
Тестовая версия одной из таких систем для управления тактическим звеном, по данным источников в ОПК, будет создана концерном «Созвездие» на рубеже 2022-2023 года.
Всё ещё секретно
Другое перспективное направление - боевые лазерные системы - осваивают сейчас сразу с нескольких направлений. Помимо сухопутных комплексов «Пересвет», боевое дежурство которых началось ещё 1 декабря 2018 года, в ОПК, а также среди военных и промышленников, активно обсуждается идея продвинуть линейку лазерных комплексов на военно-морские и воздушно-космические носители. При этом необходимо сказать, что технические ограничения на использование лазерных комплексов «Пересвет» на кораблях ВМФ России в данный момент практически устранены.
Исходя из уровня внимания к проблеме, а также темпов развития боевой лазерной техники, можно спрогнозировать, что полноценный боевой лазер мощностью не менее 100 КВт появится на кораблях ближней и дальней морской зоны уже в ближайшие пять лет.