Платформа «Маркер» во время полевых испытаний.

Роботы, лазеры и другие «гаджеты» военного назначения

Госпрограмма вооружений, рассчитанная до 2033 года, предполагает существенное расширение линейки боевой робототехники
02 декабря 2019, 11:35
Реклама
Роботы, лазеры и другие «гаджеты» военного назначения
© fpi.gov.ru
Платформа «Маркер» во время полевых испытаний.
Читайте нас на: 

О необходимости существенно расширить линейку боевых роботов и сконцентрироваться на разведывательных и ударных системах Верховный главнокомандующий Владимир Путин говорил ещё в 2017 году. Спустя три года программа развития российской боевой беспилотной техники и лазерного оружия выглядит почти завершённой. 

За пределами атмосферы

Главным направлением, в развитии которого Российская Федерация отставала с момента развала СССР, были космические беспилотные аппараты. В общем и целом стоит отметить, что хотя в разработке спутников видовой, радиотехнической и радиоэлектронной разведки после 1991 года сохранился определённый прогресс, тема космических, или, правильнее сказать, орбитальных самолётов активно не обсуждалась не только промышленниками, но и военными специалистами. 

Однако первый полёт американского орбитального беспилотника Boeing X-37, состоявшийся в 2010 году, заставил военных пересмотреть взгляды на космические системы такого типа. Уже известно, что с 2010 года Orbital Test Vehicle (OTV) провёл пять испытательных космических полётов, суммарная продолжительность которых составила 2.866 суток или почти восемь лет непрерывного нахождения на орбите Земли. 

Американский многоразовый орбитальный самолёт Boeing X-37.
© afspc.af.mil
Американский многоразовый орбитальный самолёт Boeing X-37.

В 2022 году и в России вместе с испытаниями отечественной ракеты-носителя многоразового использования должны начаться испытания первых элементов нового воздушно-космического самолёта, патент на разработку двигателей для которого «Роскосмос» получил в конце 2019 года. 

В ряде СМИ встречались заявления, что воздушно-космический самолёт может стать частью системы так называемого «Воздушного старта», от создания которой официально отказались ещё в начале нулевых. Если отбросить публикации в СМИ как единственный источник достоверной информации и провести самостоятельный анализ,  нетрудно установить, что орбитальный самолёт, которому ничто не мешает быть опционально пилотируемым, способен решать те же задачи, что и американский X-37, построенный по программе OTV. 

Например, в реальном масштабе времени выполнять мониторинг  состояния нашей орбитальной группировки. Кроме того, создание воздушно-космического самолёта может существенно продлить сроки эксплуатации спутников  и позволит с минимальными затратами выводить на орбиту малые искусственные спутники  массой от 10 до 150 килограммов. 

Повелители воздуха

Развитие беспилотных летательных аппаратов - другое, не менее важное направление, в которое Минобороны РФ вкладывает серьёзные средства. Уже завершены НИР и ОКР сразу по нескольким беспилотным системам. И один из ключевых успехов - начало опытной эксплуатации беспилотников «Орион», созданных в рамках ОКР «Иноходец»


Тем не менее считается, что этому аппарату всё-таки уделяется недостаточно  внимания, хотя именно «Орион» -  первый беспилотник в России, который по характеристикам и оснащению встал в один ряд с американскими БПЛА Reaper и Predator. В рамках опытно-боевой эксплуатации в Сирийской Арабской Республике несколько «Орионов» применялись как в разведывательной конфигурации, так и в ударной, в состав вооружения которой входят до четырёх управляемых ракет. 

Другой важный результат, достигнутый российскими военными в сотрудничестве с ведущими подрядчиками - начало лётных испытаний беспилотника «Альтиус-У». Максимальная дальность полёта этой  машины составит до 10 тыс. километров на одной заправке. О боевых конфигурациях беспилотника официальных сведений нет, однако некоторые источники утверждают, что уже в 2020 году Минобороны покажет финальную версию машины, полностью из отечественных комплектующих, а серийное производство «Альтиус-У», причём в нескольких версиях, может быть налажено уже в 2021 году. 

Как отмечает эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов, если речь идёт об использовании беспилотников в войсках, то в первую очередь упор будет сделан на те системы, которые пока находятся на различных этапах создания.

« Кроме того, не исключено также, что в ближайшем будущем речь будет идти про комплекс, или даже несколько комплексов различного класса с БПЛА вертолётного типа», - говорит Федутинов.

Самой ожидаемой новинкой в линейке стал беспилотный летательный аппарат С-70 «Охотник», сам факт разработки которого долгое время не подтверждался. Но примечательно, что сразу после первого совместного полёта С-70 и истребителя пятого поколения Су-57 похожие вылеты прошли и в США. Над территорией авиабазы ВВС США «Эдвардс» тестовые полёты совершали истребитель F-35 и ударный беспилотник MQ-9. 


В этих вылетах F-35 практически полностью копировал сценарий первого полёта БПЛА «Охотник» с истребителем Су-57, где пилотируемая машина выполняла роль летающего командного пункта, с которого на ударные беспилотники поступают команды. 

При этом насыщение БПЛА Вооружённых сил России идёт не только за счёт уникальных и дорогих в производстве систем. Российскими предприятиями уже освоен выпуск беспилотников «Форпост» с полностью российской компонентной базой. Другое крупное направление, над которым не без успеха работают российские компании, - барражирующие боеприпасы. Например, БПЛА «Ланцет», который разработал и производит концерн «Калашников»,  востребован не только у российских военных, но и у зарубежных заказчиков. 

По мнению Дениса Федутинова, развитие портативных систем БПЛА продолжится в сторону уменьшения размерности.

«Микро-аппараты в войсках пока отсутствуют, а могли бы пригодиться, скажем при проведении спецопераций, в том числе в условиях городской застройки. Кроме того, можно предположить активное развитие дешёвых мини-БПЛА», - сказал эксперт. 

Боевые роботы

О полностью автономных и способных принимать самостоятельные решения боевых машинах говорить пока рано, хотя первые результаты уже есть. Известно, что полностью роботизированные боеспособные соединения создаются российскими специалистами в рамках разработки боевой роботизированной платформы «Маркер». А «философию» применения боевых роботов на поле боя будут отрабатывать в рамках создания перспективной бронетехники для Сухопутных войск. Первые конкретные решения по этому направлению планируют показать руководству Минобороны России уже к 2025 году, а к концу Государственной программы вооружений 2027 года разработчики рассчитывают получить первые прототипы-демонстраторы. 


На платформе «Маркер» ВС РФ планируют создать полноценное боевое подразделение, в котором у каждой машины будет чётко структурированный функционал. Известно, что кроме ударных машин, выполненных как на уже существующих платформах, так и на разработанных с нуля, появятся роботизированные транспортно-заряжающие и топливные комплексы, которые позволят "роботизированному отделению" действовать автономно на протяжении длительного времени - от нескольких дней до нескольких недель. 

И хотя «Маркер», разработанный НПО «Андроидная техника», пока представляет собой высокомобильную миниатюрную технику, ключевая особенность системы - программное обеспечение и аппаратные модули. Источники еженедельника «Звезда» в ОПК отмечают, что этому направлению в Минобороны уделяют повышенное внимание. Нельзя исключать, что и «наборы» модулей для конверсии пилотируемой бронетехники в беспилотники появятся в ближайшие пару лет. 

Для роботизированной техники появится и собственная система управления. Существующий частотный диапазон, зарезервированный для связи и координации ВС РФ, может быть существенно расширен, а под его характеристики будут созданы новые средства автоматизации и управления войсками (АСУВ), базой для которых, вероятнее всего, станет специальная обучаемая нейросеть, собирающая огромные массивы метаданных. 

НЦУО - единая система управления воинскими подразделениями Вооружённых сил России.
© mil.ru
НЦУО - единая система управления воинскими подразделениями Вооружённых сил России.

Под большой объём входящей и исходящей информации создавалась и роботизированная платформа «Кунгас», испытания которой завершаются в данный момент. И хотя основная задача боевых машин на этой платформе - доставка грузов оперативным соединениям, никаких технических ограничений на поддержку огнём нет. Достаточно выбрать машину, оснастить её модулем вооружения, и можно отправлять роботов в бой. 

Тестовая версия одной из таких систем для управления тактическим звеном, по данным источников в ОПК, будет создана концерном «Созвездие» на рубеже 2022-2023 года. 

Всё ещё секретно

Другое перспективное направление - боевые лазерные системы - осваивают сейчас сразу с нескольких направлений. Помимо сухопутных комплексов «Пересвет», боевое дежурство которых началось ещё 1 декабря 2018 года, в ОПК, а также среди военных и промышленников, активно обсуждается идея продвинуть линейку лазерных комплексов на военно-морские и воздушно-космические носители. При этом необходимо сказать, что технические ограничения на использование лазерных комплексов «Пересвет» на кораблях ВМФ России в данный момент практически устранены.

Боевой комплекс «Пересвет».
© mil.ru
Боевой комплекс «Пересвет».

Исходя из уровня внимания к проблеме, а также темпов развития боевой лазерной техники, можно спрогнозировать, что полноценный боевой лазер мощностью не менее 100 КВт появится на кораблях ближней и дальней морской зоны уже в ближайшие пять лет. 

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама