Развязывая свои ядерные «руки», Вашингтон связывает их другим
Спустя 30 лет со дня исторической встречи у берегов Мальты генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва и президента США Джорджа Буша-старшего, ознаменовавшей конец «холодной войны», обе стороны паритетного соглашения входят в новую фазу публичного противостояния. США делают это в свойственной им манере - «по-ковбойски», с позиции силы, намеренно подталкивая ведущие военные державы к новому витку гонки вооружений.
Россия целеустремлённо и уверенно идёт своим путём. Точнее, сразу несколькими: приглашает к равноправному диалогу новых участников процесса, заинтересованных в сохранении основополагающих принципов Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), совершенствует свою наступательную и оборонительную мощь, поддерживает своих нынешних партнёров и находит новых стратегических союзников.
Штаты выходят за рамки ДСНВ
США открыто и резко, Великобритания и Франция - пока ещё в дипломатичных тонах бойкотируют актуальные предложения России по предотвращению новой гонки вооружений. Остальные страны пока просто отмалчиваются.
Нежелание Соединённых Штатов сохранить сложившуюся за многие десятилетия систему глобальной безопасности и, в частности, пролонгировать ДСНВ подтверждает их недавний выход из другого паритетного соглашения - Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Что примечательно, США не просто на весь мир заявляют об изменениях в своей военной доктрине, а «реактивно» демонстрируют свои намерения: 2 августа американцы официально вышли из ДРСМД, а уже 18 августа провели испытания модифицированной крылатой ракеты средней дальности Tomahawk наземного базирования, которая способна поражать цель на расстоянии свыше 500 км.
Именно данный тип ракет относился к категории запрещённых по действовавшему договору. Более того, ракетные стрельбы проводились с использованием установки вертикального пуска MК-41, и это полностью подтверждает обоснованность претензий, которые Россия высказывала в адрес Штатов в период действия ДРСМД.
Цитата
«Американцы (…) утверждали, что наземные МК-41 якобы не способны производить пуски крылатых ракет морского базирования Tomahawk. Теперь факт нарушения налицо, оспаривать его невозможно. Возникает вопрос: как нам теперь понять, что будет размещаться в Румынии и Польше? Системы противоракетной обороны или ракетные ударные комплексы достаточно большой дальности?»
Из заявления президента РФ Владимира Путина на оперативном совещании с членами СБ РФ.
По словам Путина, очевидно, что эти испытания были подготовлены давно. Это не оставляет сомнений в том, каковы истинные замыслы Соединённых Штатов: избавившись от установленных ограничений, развязать себе руки для развёртывания в различных регионах мира ранее запрещённых ракет.
Модернизацией одних Tomahawk дело не ограничится. Как отмечает первый заместитель помощника министра обороны США по вопросам ядерного и ракетного сдерживания Роберт Суфер, ещё до конца 2019 года американцы намерены провести испытание баллистической ракеты средней дальности наземного базирования, которая также была запрещена российско-американским соглашением.
Своему коллеге вторит исполняющий обязанности министра армии (сухопутных войск) Райан Маккарти, во всеуслышание заявляя о разработках принципиально новых видов наступательного вооружения. По его словам, уже к началу 2020-х годов США рассчитывают поставить в войска новые высокоточные ракеты (Precision Strike Missile, PrSM), а также гиперзвуковые ракеты с баллистическими боеголовками. «Если говорить, в частности, о высокоточных ракетах, то все наши партнёры из числа разработчиков, занимающихся созданием таких систем, отмечают, что, если их перепрограммировать, они по своей дальности будут выходить за рамки ДРСМД», - говорит он.
При этом Маккарти уточняет, что американская сторона намерена сделать это в самом ближайшем будущем: «Если добьёмся прогресса в ближайшие 12-18 месяцев, мы рассчитываем развернуть гиперзвуковые, а также высокоточные ракеты в начале 2020-х годов».
Бьём в набат
Русское ухо привычно к переменчивой тональности диалога с потенциальными «друзьями». Не поддаваясь на умышленные провокации, сохраняя политическую выдержку и собственные обязательства, высшее руководство нашей страны продолжает делать всё возможное для включения в мировую повестку темы сохранения и пролонгации ДСНВ.
По мнению президента РФ, сегодня этот документ - «практически последний инструмент ограничения гонки вооружений».
Цитата
«Сейчас у нас на повестке дня продление действия соглашения о сокращении стратегических наступательных вооружений. Мы считаем, что это последний камень, оставшийся в системе международной безопасности. (…) на смену тем соглашениям, из которых уже вышли США, не пришло ничего нового. В результате уровень безопасности стал гораздо ниже, и мир стал менее предсказуемым. По нашему мнению, те соглашения, которые сегодня ещё есть, они должны быть сохранены».
Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу.
Несмотря на официальную двусторонность ДСНВ, российская дипломатия настойчиво бьёт в набат и призывает включиться в работу другие ядерные державы. Раньше, при условии, что РФ и США брали на себя все обязательства по сохранению мировой стабильности, неучастие других стран в стратегическом соглашении виделось объяснимым решением. Однако сегодня, особенно с учётом провокационного демарша США, всплывает вопрос об участии в давно назревшем диалоге Великобритании, Франции и Китая, а в идеале - всех членов «ядерного клуба».
Сегодня уже очевидно, что система двусторонних соглашений исчерпала себя. В нынешних реалиях правильно начинать параллельную работу над первым многосторонним договором о стратегических наступательных вооружениях с непременным участием в его подготовке всех заинтересованных лиц. Россия к таким глобальным переменам готова.
Предупредительные меры: внешние…
Чётко обозначив свою позицию по продлению ДСНВ, Россия совершенствует свои стратегические силы сдерживания (ССС). Причём без какого-либо намёка на погружение в атмосферу второй «холодной войны». Гений отечественных конструкторов позволяет нам избежать новой гонки вооружений.
Речь, прежде всего, - о гиперзвуковой ракете «Кинжал». В своём послании Федеральному собранию в 2018 году, ставшем настоящей мировой сенсацией, глава нашего государства объявил, что новая российская ракета может нести ядерную боеголовку и достигнуть цели «за считанные минуты», скорость её полёта в десять раз превышает скорость звука, а дальность составляет две тысячи километров. Главное достоинство нового оружия состоит в том, что против него бессильны все имеющиеся средства противоракетной обороны.
Активно наращиваются боевые возможности Военно-морского флота. В скором времени его боевой состав пополнится фрегатами и подводными лодками, доработанными под применение гиперзвуковых ракет «Циркон». Это оружие, по словам Владимира Путина, «становится чрезвычайно важным для сохранения стратегической стабильности».
В арсенале Российской армии появился ракетный комплекс стратегического назначения «Авангард» с межконтинентальной баллистической ракетой, оснащаемый планирующим гиперзвуковым крылатым боевым блоком. Примечательно, что мы не только официально сообщили миру и об этой разработке, но и воочию показали её американским инспекторам в рамках действующего ДСНВ.
Стоило ли нам торопиться с такой саморазоблачительной кампанией? Придерживаясь принципов американского прагматизма, мы спокойно могли бы держать в тайне своё стратегическое преимущество - вплоть до нового паритетного соглашения. И уже только потом, в году так 2022-м, «вдруг» ввести в большую военно-политическую игру новые «фигуры».
Нет, мы играем по другим правилам, честно предъявляя миру доказательства своего стратегического преимущества. При этом мы прекрасно осознаём, что эти перспективные образцы могут быть включены в новый вариант ДСНВ и сразу же попасть под запрет.
Но ради общего мира Россия пойдёт и на такую «сакральную жертву».
… и внутренние
Имея неоспоримое преимущество в наступательных видах вооружения, наше государство традиционно делает основную ставку на систему национальной обороны.
Военные столкновения конца XX - начала XXI века свидетельствуют о решающем влиянии средств воздушного нападения. Например, разработка потенциальным противником гиперзвуковых летательных аппаратов и воздушно-космических самолётов легла в основу концепции новой формы применения средств воздушно-космического нападения «Мгновенный глобальный удар» (МГУ). В соответствии с ней предполагается поражение важнейших военных, политических и экономических объектов противоборствующей стороны. Возможными способами применения высокоточного оружия могут стать одновременное, последовательное, комбинированное или выборочное нанесение глобальных ударов по критически важным объектам неугодного государства на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях.
В противовес концепции МГУ в нашей стране создаётся эшелонированная национальная система противоракетной обороны (ПРО).
«Предполагается, что к 2020 году будет завершена модернизация системы ПРО А-135 города Москвы и Центрального промышленного района, а к 2025 году завершится создание эшелонированной национальной системы ПРО», - рассказывает генеральный конструктор Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) РФ Сергей Боев.
Эффективность создаваемой системы ПРО будет обеспечивать эшелонированная СПРН: в первом эшелоне - средства на периферии России для разведывательно-информационного обеспечения (РИО) комплексов дальнего перехвата; во втором - для разведывательно-информационного обеспечения универсальной системы ПВО-ПРО и в третьем - для РИО (включая выдачу целеуказания) противоракетных комплексов ближнего перехвата.
В то же время в интересах информационного обеспечения комплексов ближнего перехвата планируется создать сплошное радиолокационное поле, исключающее пропуск атакующих баллистических ракет и баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, по всем видам траекторий со всех ракетоопасных направлений, повышена боевая устойчивость и помехозащищённость системы ПРН за счёт перекрытия зон ответственности РЛС различных диапазонов. Основой модернизированной СПРН станут новейшие РЛС ВЗГ «Воронеж» и загоризонтные РЛС «Контейнер».
«Таким образом, в обозримом будущем будет обеспечено создание полного контура информационного обеспечения эшелонированной системы противоракетной обороны Российской Федерации», - заключает Сергей Боев.
Новый стратегический союзник
Выстраивая современную систему собственной безопасности, Россия усиливает оборонительную мощь своих стратегических партнёров. В частности, КНР.
На недавней конференции политического клуба «Валдай» Владимир Путин вновь приоткрыл завесу над военно-техническим сотрудничеством с этой страной, отметив, в частности, что Россия помогает юго-восточному соседу строить собственную СПРН.
Подчеркну, что на сегодняшний день только Россия и США обладают полноценными оборонительными системами такого сложного уровня. Те же Великобритания и Франция, как военные союзники Штатов, всего лишь получают информацию от американских разведывательных систем. КНР, как самостоятельная военная держава, не входившая после разрыва с СССР ни в один из противостоящих военных блоков, и таких возможностей не имела. А все попытки сделать что-то похожее своими силами у китайцев заканчивались без особого успеха.
Участие российских конструкторов в создании стратегического объекта за пределами собственного государства можно назвать беспрецедентным шагом с далеко идущими последствиями. Прежде всего данный факт говорит об абсолютном доверии и открытости между нашими странами. Причём в самых что ни на есть закрытых и высокотехнологичных сферах: создание новых видов вооружения, разведывательных средств, развитие космической техники и высокозащищённой вычислительной аппаратуры.
А если предположить возможную интеграцию действующей российской и перспективной китайской СПРН, национальная оборона обоих государств получает качественно новые преимущества. Например, Китай будет оповещаться о старте американских межконтинентальных ракет, летящих через Арктику, а также о запуске баллистических ракет с подводных лодок в Атлантике. Россия, в свою очередь, сможет получать информацию с китайских станций, дислоцированных в тысячах километров к югу от российских границ и просматривающих акваторию Индийского и южной части Тихого океанов, где также несут дежурство американские атомные субмарины.
Как отмечают специалисты, российская военно-техническая помощь не только усилит оборонительную мощь КНР. Активное и доверительное сотрудничество в высокотехнологичных сферах ускорит становление Китая в роли третьей ядерной сверхдержавы. И тогда уже можно будет говорить не только о торгово-экономическом, но и о полноценном военном союзе с Поднебесной.
Интересно, насколько «непостоянной» станет внешняя политика Соединённых Штатов и их номинальных союзников в этом случае…