Вооружённый нейтралитет, или К чему готовится Финляндия
Годовые операционные расходы Сил обороны Финляндии за два года выросли с 2,22 млрд до 3,6 млрд долларов в 2020 году. Создаётся такое впечатление, что Финляндия к чему-то готовится.
Иначе просто невозможно объяснить, почему не входящая в Североатлантический блок Финляндия планирует ассигновать 2,3 млрд евро на закупку военного оборудования в период до 2027 года. Эта программа реализуется уже два года и сопряжена с рядом перекрёстных военных договоров между странами, примыкающими к арктическому региону России.
В их числе и Норвегия, военный бюджет которой только в прошлом году составил 7 млрд долларов. Но громом среди ясного неба стало трёхстороннее заявление о намерениях, подписанное 23 сентября 2020 года министрами обороны Норвегии, Финляндии и Швеции (военный бюджет страны - 5,9 млрд долл.). И это, надо отметить, очень прозрачные намерения: скандинавские страны собираются активизировать военное сотрудничество в регионе, практически утроить его интенсивность.
И самое примечательное, что одна из стран скандинавского триумвирата уже является членом НАТО (Норвегия), а две другие участвуют во всевозможных программах альянса, включая различные военные миссии под флагом США. Но теперь это сотрудничество, якобы предназначенное для «усиления способности работать вместе в условиях мира, кризиса и конфликта», по всей видимости, должно ещё больше расшириться и углубиться.
Про «мир» всё понятно. Но о каких кризисах или конфликтах идёт речь в совместной декларации? И не связаны ли ожидания тех же горячих финских парней с тем, что аппетитный арктический пирог уже поделён? Нет ли у Хельсинки намерения прирезать и себе немножко Арктики?
Давайте разбираться. Как известно, Финляндия не имеет выхода к арктическим морям, но при этом тесно сотрудничает по военной части с Норвегией, а ещё имеет внутри страны весьма активную Шведскую народную партию в 30 тысяч «штыков», активно выступающую за присоединение Финляндии к НАТО. И здесь надо уточнить, что шведские финны совсем не ассимилированы, а их численность составляет не менее 300.000 человек. Процент по меркам Финляндии небольшой (всего 5,5% населения страны), но проживают шведы на территории Суоми компактно и неудержимо тяготеют к Швеции. Возможно, именно заигрывание со Шведской партией вылилось и в признание шведского языка вторым государственным, и в двустороннее взаимодействие в области обороны.
Кстати, к программе НАТО «Партнёрство во имя мира» Швеция присоединилась ещё в 1994 году, а с 1997 года является ассоциативным членом Совета евроатлантического партнёрства. Финляндия также примкнула к «Партнёрству во имя мира», несмотря на достаточно сильное противодействие внутри страны активизации отношений с НАТО в ущерб добрососедским отношениям с Россией. Но это не помешало военнослужащим из Финляндии в составе контингента KFOR поучаствовать в операции НАТО в Косово и Метохии, а в 2002 году и в Афганистане.
На фоне военной активности Хельсинки нельзя не обратить внимания на заинтересованность производителей оружия Запада в переоснащении армии Суоми. В первую очередь прослеживаются интересы немецкой оборонной промышленности: в 2003 году Финляндия закупила у Германии сразу 140 танков «Leopard 2A4». Но и американцы не остаются в стороне. В 2012 году Финляндия закупила для своих истребителей у компании «Локхид-Мартин» партию авиационных крылатых ракет «воздух-земля» AGM-158 на сумму 178,5 млн евро.
Предполагается, что они могут пригодиться, поскольку ВВС Финляндии постоянно участвуют в натовских учениях над Балтикой. Кроме того, как стало известно, обсуждается вопрос о возможности совместного со Швецией патрулирования воздушного пространства Исландии, являющейся страной-членом Арктического Совета. В общем, без дела сидеть финнам не приходится.
И хотя общая численность вооружённых сил Финляндии невелика - всего 22,25 тысячи человек (из них 16,5 тыс. военнослужащие срочной службы), мобилизационный ресурс страны солидный - более 300 тысяч резервистов, имеющих военную подготовку. А это уже полноценная армия... И куда она повернёт штыки?
Здесь надо отметить, что новая тактика Североатлантического альянса отличается особой изощрённостью. Это связано с внутренними противоречиями внутри самого альянса (например, неразрешимый конфликт Турции и Греции) и прагматичным разновекторным подходом к укреплению мощи НАТО на флангах и стратегических направлениях - в первую очередь за счёт сотрудничества со странами, где легко задействовать антироссийскую составляющую. В случае с Финляндией, Норвегией и Швецией объединяющим фактором является ещё и арктический вопрос.
Но, возлагая на себя бремя защиты натовских интересов (в лице, скажем, Норвегии) в Арктике, Финляндия не разрывает отношений с Россией. Наоборот, невзирая на санкции, товарооборот растёт. В общем, финны пока умудряются балансировать между НАТО и добрососедскими отношениями с Россией, играющей в экономике Финляндии не последнюю роль.
Но надолго ли этот стыдливый нейтралитет? Усидеть на двух стульях, как известно, трудно. Тем более что один из них - речь о НАТО - был задуман чтобы уничтожить Россию.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.