Внешний и оборонный курс Байдена: конкретика и неопределённости
![Внешний и оборонный курс Байдена: конкретика и неопределённости Внешний и оборонный курс Байдена: конкретика и неопределённости](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2020/11/09/5af43debf52843078b9d60a92f830c86.jpg)
Отдельные аналитики считают, что он будет продолжателем внешнеполитического курса Барака Обамы, также представлявшего интересы Демократической партии, и в целом сохранит основные принципы контроля над вооружениями, которые реализовывал его названный «товарищ по партии», активно помогавший Джозефу Байдену во время предвыборной кампании 2019-2020 годов.
Другие эксперты высказывают предположения, что новый, 46-й по счёту, президент Соединённых Штатов привнесёт в американскую внешнюю политику и сферу контроля над вооружениями некоторые новации, продиктованные реальными изменениями в общемировой стратегической ситуации за последние четыре года, а также в российско-американских и китайско-американских отношениях.
Внешнеполитические ориентиры с минимальной корректировкой?
Скорее всего, истина будет лежать где-то посредине обозначенных двух точек зрения. И это первое предположение. А сам внешнеполитический курс США не станет автоматическим копированием линии в этой сфере, которой придерживался Дональд Трамп. Это второе замечание общего порядка, которое представляется весьма вероятным в силу существующих противоречий в предвыборных манифестах Демократической и Республиканской партий по ключевым направлениям американской государственно-политической и военной деятельности на международной арене.
Джозеф Байден намерен активизировать внешнеполитическую деятельность Америки за счёт, как он выражается, продвижения более конструктивной повестки дня в мире. Ещё в июле 2019 года он заявил, что в случае своего избрания в качестве главы государства он созовёт уже в первый год своего президентства саммит лидеров «мировых демократий» с целью восстановления влияния ключевых международных организаций на глобальные процессы и усиления американского воздействия в них.
Выступая в штате Делавер 7 ноября по итогам проведённых выборов, Джозеф Байден помпезно заявил о своём убеждении в том, что Соединённые Штаты «служат маяком мира». Пообещал, что сделает всё, чтобы их «снова уважали во всём мире», и одновременно акцентировал внимание на необходимости укрепления «лидерства» Америки. Применительно к мировой политике это может означать явное стремление к господству на международной арене.
![Джозеф Байден убеждён, что Соединённые Штаты «служат маяком мира».](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2020/11/09/de4bcfd9025e4b8192267f2a1101b75a.jpg)
Он настроен восстановить прежние прочные связи Вашингтона со всеми своими союзниками по НАТО, которых Дональд Трамп неоднократно пугал ослаблением традиционного военно-технического и политико-дипломатического взаимодействия с главным игроком в альянсе - Соединёнными Штатами.
Советники нового хозяина Белого дома уверенно заявляют, что он поставит союзников и партнёров США «на передний план своей внешней политики». Очередной американский президент вряд ли будет шокировать своих союзников по альянсу твёрдым требованием не только обеспечить двухпроцентный рост военных расходов каждого государства-члена альянса относительно ВВП, но и довести до четырёх процентов, как это сделал президент-республиканец Дональд Трамп в преддверии саммита НАТО летом 2018 года. При этом двухпроцентный уровень расходов на военные нужды ему удалось «выбить» у участников блока лишь отчасти - только десять из тридцати участвующих в нём стран вышли на названный рубеж в текущем году.
Новый президент заявил о готовности улучшить отношения с Россией и КНР, но не разъяснил, на какой основе и когда это может произойти. Разумеется, здесь будут иметь принципиальное значение не красивые слова нового хозяина Белого дома и его высокопоставленной команды, а их практические дела.
В частности, лакмусовой бумажкой проверки искренности США в деле «улучшения» отношений с Россией будет реальная готовность Вашингтона снять разного рода надуманные торгово-экономические санкции, введённые против Москвы президентами Бараком Обамой и Дональдом Трампом. А это ни много ни мало в отношении 500 российских предприятий и учреждений, а также применительно к 300 отдельным российским гражданам. Для российской стороны будет являться немаловажным и безотлагательное возвращение её дипломатической собственности, захваченной республиканской администрацией в ходе нескольких рейдерских акций.
Джозеф Байден дал понять, что будет готов сохранить некоторую часть американских экспедиционных вооружённых сил на Ближнем и Среднем Востоке. Однако не уточнил их возможное количество и не определил предметно их основные боевые задачи.
![Джозеф Байден дал понять, что будет готов сохранить некоторую часть американских экспедиционных вооружённых сил на Ближнем и Среднем Востоке.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2020/11/09/349d68795ac44577951637eafc6bf69a.jpg)
Он заявлял, что хотел бы вернуться к ядерной сделке с Ираном, оформленной в виде Совместного всеобъемлющего плана действий, из которой инициативно вышел Дональд Трамп, но только после того, как Тегеран вновь начнёт выполнение всех своих обязательств, вытекающих из него. В частности, если иранская сторона возобновит доступ инспекционных групп к своим ядерным объектам. Подобное заявление Джозефа Байдена не означает, что его администрация ослабит военно-экономическое и пропагандистское давление на Иран в целом.
Джозеф Байден обещал в январе 2020 года, что возвысит престиж дипломатической службы в качестве главного инструмента внешней политики Соединённых Штатов, будет реинвестировать средства в её укрепление, которая, по его словам, была ослаблена республиканской администрацией, а также вновь усилит американскую дипломатию подлинными профессионалами. Отсутствие таковых в администрации Дональда Трампа, в Пентагоне, Государственном департаменте и частая смена в них руководящего состава стали существенным недостатком его президентства и привели к тупиковым последствиям во внешней политике страны.
Кредо: продолжать укрепление военного потенциала
Военно-политической и концептуальной основой в военной области США при Джозефе Байдене, скорее всего, станет внесение отдельных изменений в пять ключевых доктринальных стратегических установок, которые были утверждены в период президентства Дональда Трампа. А именно - в стратегию национальной безопасности и национальной обороны, а также в ракетно-ядерную, противоракетную и космическую стратегии страны. И в этом не будет ничего необычного - так поступают все вновь избираемые президенты. Не исключено, что Стратегия национальной безопасности 2017 года, в которой основными противниками Соединённых Штатов были заявлены Россия и КНР, останется генеральной линией внешней политики новоявленного президента.
![Надо ожидать внесение отдельных изменений в ракетно-ядерную, противоракетную и космическую стратегии страны.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2020/11/09/b870e65215904eaaa77b524fa601f8bd.jpg)
Но ожидаемые корректировки на обозначенных направлениях вряд ли изменят общую военно-политическую сущность США. Вашингтон будет по-прежнему претендовать на неоспоримое господство в военной области как в глобальной проекции, так и в космическом пространстве.
Что касается расходов на военные цели, то нельзя игнорировать критику Джозефом Байденом своего предшественника Дональда Трампа за большие военные расходы Пентагона, которые в последние годы его правления достигли 750 млрд долларов в год и которые претендент на президентский пост от Демократической партии охарактеризовал как «доминирующие инвестиции в устаревшие возможности». По мнению нового президента, главное в этом вопросе не объёмы финансирования, а области такого финансирования, к которым, среди прочего, ближайшие советники будущего президента относят новые военные технологии и разработку передовых высокоточных систем вооружений.
Будущий владелец Овального кабинета в Белом доме одновременно заявлял о готовности выделять больше ассигнований на ключевые области национальной обороны, которые он назвал упущенными из виду, предметно упомянув, что подразумевает кибернетические средства, космические системы, беспилотные летательные аппараты, плюс развитие и более широкое внедрении искусственного интеллекта.
Не собираясь резко сократить перспективные военные расходы в ближайшие 30 лет, определённые ещё в период президентства Барака Обамы в суммарном виде до 1,3 трлн долл., 46-й президент Соединённых Штатов обещал, что не будет радикально менять бюджет Пентагона в сторону его уменьшения. Он не скрывал своего удовлетворения по поводу объёма тех денежных средств, которые администрация Обамы вложила в модернизацию ракетно-ядерного оружия страны, и обещал, что сможет потратить на ракетно-ядерные системы меньше, чем предшествующая республиканская администрация, но не существенно меньше уже утверждённого Конгрессом уровня, где по этому вопросу существует практически полное двухпартийное согласие законодателей.
![Байден обещал, что сможет потратить на ракетно-ядерные системы меньше, чем предшествующая республиканская администрация.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2020/11/09/af761b25976c42ac9bb748cf2d0f97ca.jpg)
С другой стороны, президент-выдвиженец от Демократической партии призывал к более крупным инвестициям и в другие элементы национальной власти, такие как дипломатия и торгово-экономическая деятельность. По его мнению, США стали чрезмерно зависимыми от военных в процессе продвижения американских интересов в сфере безопасности за рубежом и не получают адекватных финансовых вливаний в невоенные направления деятельности, включая дипломатическую службу, укрепление экономической мощи, повышение уровня образования, науки и разработку передовых технологий.
В своём обращении к нации из столицы штата Делавер 7 ноября Джозеф Байден многообещающе заявил, что будет основывать американское «лидерство» не на примере силы, а на силе примера. Заявка примечательная. Но будет ли новая администрация следовать этой максиме все четыре года её пребывания у власти? Далеко не праздный вопрос.
Можно ли ожидать прорыва в контроле над вооружениями?
Джозеф Байден неоднократно говорил о необходимости поиска новых и сохранения ранее заключённых международных соглашений по контролю над вооружениями. Интересно: каких «новых»? Нет ясности, что он имеет в виду. Но маловероятно, что новая администрация в Вашингтоне под его руководством радикально повернёт такую линию в русло конструктивизма в целом.
С одной стороны, Джозеф Байден, будучи вице-президентом в период деятельности администрации Барака Обамы, проецировал себя лишь довольно умеренным сторонником ограничения ракетно-ядерного оружия и укрепления режима его нераспространения. Он заявлял, что восстановит «контроль над вооружениями и нераспространение» с субстантивной оговоркой: только в качестве центральной опоры глобального лидерства США. При этом он неоднократно критиковал ядерную политику президента Дональда Трампа и обещал отойти от её гипертрофированной агрессивности.
Наиболее политически сильным стало заявление Джозефа Байдена о готовности рассмотреть вопрос совместно с другими ядерными государствами о принятии совместного обязательства о неприменении ядерного оружия в первом ударе.
После создания в 1945 году ядерного оружия ни один американский глава государства не реализовал эту довольно простую идею предотвращения преднамеренного или случайного ракетно-ядерного конфликта. В ходе предвыборной кампании новоизбранный глава американского государства выступал за сохранение моратория на проведение ядерных испытаний, заявляя, что не поддерживает развёртывание ядерного оружия малой мощности, то есть с боезарядами от 5 килотонн и меньше (для сравнения: атомная бомба, сброшенная американцами на Хиросиму в 1945 году, имела боезаряд в 15 килотонн).
![В ходе предвыборной кампании новоизбранный глава американского государства выступал за сохранение моратория на проведение ядерных испытаний.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2020/11/09/a37b4a9c6c4e4bf5a8bd6cf22052e14f.jpg)
Да, Джозеф Байден высказывался за продление Договора СНВ-3, но он детально не прокомментировал многократно повторённые Россией предложения о его пролонгации безо всяких предварительных условий и на максимально обозначенный в договоре срок - до пяти лет. Не подтвердил он пока и «формулы Барака Обамы», то есть его инициативы о дальнейшем сокращении стратегических наступательных ядерных вооружений США и России в рамках нового Договора СНВ-4 до уровня 1.000-1.100 единиц ядерных боезарядов для каждой стороны. С таким предложением тот выступил вскоре после своего вступления в должность и даже засылал в Москву своего специального представителя с соответствующим посланием, но оно не было принято по принципиальным соображениям, поскольку не включало решение вопроса об американском тактическом ядерном оружии передового базирования в Европе и бесконтрольном распространении систем ПРО США в глобальном масштабе.
С другой стороны, Джозефа Байдена никак нельзя считать последовательным «борцом за глобальное ядерное разоружение».
Джозеф Байден определил потенциальное возобновление 45-м президентом ядерных испытаний на невадском ядерном полигоне, что было отражено в ядерной стратегии США 2018 года, как «безрассудный и опасный шаг». Проверкой искренности президента-демократа по этой проблеме будет его желание или нежелание ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Напомним: единственная попытка американского Сената ратифицировать его в 1999 году провалилась и больше никогда не возобновлялась, хотя этого не раз обещал добиться «гуру» Джозефа Байдена - президент Барак Обама.
Нет сомнений в том, что пришедшая к власти «демократическая администрация», которая официально начнёт действовать с 20 января следующего года с момента вступления Джозефа Байдена в должность президента, будет продолжать курс на радикальную модернизацию американских ракетно-ядерных вооружений стратегического и тактического назначения; ориентировать нацию на глобальное наращивание средств противоракетной обороны, в том числе морского базирования, и на совершенствование обычных вооружений, делая при этом упор на их выдвижение «на передовые рубежи», то есть поближе к территориям Российской Федерации и КНР, а также ряда других государств.
Нет пока готовности новой администрации вернуться в Договор о торговле оружием и в Договор об открытом небе. Нет ясности, как она поступит с предложением Москвы о введении моратория на размещение нового ракетного оружия, подпадающего под определения разорванного Дональдом Трампом Договора о ликвидации РСМД в тех районах, где оно ещё не развёрнуто. Скорее всего, новая администрация одновременно не поддержит предложение многих государств мира о превращении района Ближнего Востока в зону, свободную от оружия массового уничтожения, в том числе ракетно-ядерного, и не исключено, что проигнорирует международный Договор о запрещении ядерного оружия 2017 года.
![Нет пока готовности новой администрации вернуться в Договор об открытом небе.](https://mcdn2.tvzvezda.ru/storage/default/2020/11/09/fcad185bce404cb8a95bd1a39766c904.jpg)
Нет признаков, что Джозеф Байден собирается уменьшить глобальную базовую инфраструктуру вооружённых сил США, которая давно опутала весь земной шар.
Политика Белого дома подвергнется «косметическому ремонту»
Похоже, что во внешней и военной политике нового американского руководства, а также в сфере контроля над вооружениями могут произойти некоторые корректировки, но не столь грандиозные, чтобы испытывать чувство избыточного оптимизма. Имеется конкретика по отдельным направлениям его деятельности. Но есть и неопределённости, что вполне естественно.
Деятельность администрации Джозефа Байдена, скорее всего, будет носить двойственный характер. Она будет меняться как в зависимости от развития региональной и глобальной ситуации в стратегической сфере, так и от степени влияния на него ближайшего высокопоставленного окружения нового главы государства и его советников.
Такая деятельность будет определяться и состоянием отношений с двумя крупными военно-политическими игроками на международной арене - Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Всё это потребует внимательного анализа политических заявлений и конкретных дел американской стороны в мире, а также в области российско-американских и китайско-американских отношений.
Важно попытаться постепенно убедить новое американское военно-политическое руководство в необходимости снижения уровня глобального противостояния и реального укрепления стратегической стабильности в мире политическими, а не военными средствами, а в концептуально-стратегическом плане - подвигнуть его к переходу от стратегии наступательного и безусловного ядерного сдерживания к оборонительному неядерному сдерживанию, которое не будет содержать угрозы применения силы в адрес любого государства мира.
Необходимо более решительно ставить перед новым президентом США и вопрос об отзыве из Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона комбинированных американских средств передового базирования, которые радикально дестабилизируют там военно-политическую обстановку и сохраняют высоким уровень недоверия между великими ядерными державами.