Здравый смысл под прицелом
На протяжении всего своего существования человечество желало хлеба и зрелищ - это, конечно, нормально и естественно, но стоит помнить, что от качества контента, поставляемого индустрией развлечения, зависит безопасность целой страны и даже цивилизации. Так, в прошлом году вышла компьютерная игра, представляющая собой стрелялку (shooter) с незамысловатым, но вызывающим какое-то нехорошее чувство сюжетом, и по весьма странной причине до сих пор остаётся очень популярной не только в кругу профессиональных игроков и любителей. Во избежание лишней и незаслуженной рекламы продукт не называется.
Казалось бы, в мире ежегодно клепаются десятки и сотни инди-игр с сюжетом, не обременённым глубоким смыслом, что тут такого? Тем более, что сами разработчики не скрывают желания подзаработать на «атмосферной» имитации ретро-стрелялки с мертвецами и другими традиционными оппонентами, которых, согласно сюжету, игрок должен превращать в кровавое месиво. Вот только становится не по себе, когда среди типичных инфернальных созданий в расстрельном списке вдруг оказывается ангел, а персонаж, которым управляет игрок - робот, использующий кровь вместо топлива. Не обязательно быть религиозным человеком, чтобы догадаться, что здесь что-то не так.
Агрессия не от большого ума
Отдельно стоит отметить, что за последние годы популярность стрелялок растёт. Так, согласно исследованиям Pew Research Center за 2017 год, 60% мужчин и 25% женщин в возрасте 18-30 лет отдают предпочтение этому направлению, в возрастной категории 30-49 лет показатели составляют 53% и 48%, соответственно. Причём исследование установило прямо пропорциональную зависимость между уровнем образования и желанием вышибать, хоть и виртуально, мозги: среди студентов колледжей доля геймеров составила 50% (46% из них предпочитают шутеры), а среди выпускников - всего 36% (из них 44% - доля виртуальных стрелков).
Но самое интересное - чем образованнее человек, тем более он тяготеет к интеллектуальным играм, начиная от головоломок и заканчивая стратегиями с богатой предысторией и сложным сценарием. В нашей стране подобные исследования не проводились, но если судить по бытовым наблюдениям, то большинством виртуальных стрелков являются школьники, студенты колледжей и младших курсов вузов.
С появлением антиковидных ограничений в виде локдаунов психическое напряжение и, как следствие, уровень агрессии в обществе резко подскочили, что дало толчок продажам игр, где, если нечто разумное, доброе, вечное и распространяется, то только с помощью кулаков и винтовок - это своего рода отдушина для людей, которые не могут, либо не хотят направить свои эмоции в мирное русло (хотя она и не стала панацеей от трагедий с уже реальными стрельбами в местах массового скопления людей).
Конечно, компьютерная игра - это лишь способ времяпрепровождения, и у каждого в этом отношении есть своя голова на плечах, однако в современном мире игра - это не просто продукт индустрии развлечений, но и - как это было на протяжении тысяч лет - модель мира, в которой необходимо совершать определённые действия. И, возвращаясь к сюжету игры, становится не по себе от осознания того, что нашумевшая в 2020-2021 году стрелялка является ничем иным, как актом деконструкции ценностей, которые накоплены христианской цивилизацией за две тысячи лет.
Место встречи изменить нельзя
Согласно сюжету, человечество де-факто самоуничтожилось в результате глобального военного конфликта и сопутствующих бедствий, и на Земле остались роботы. Персонаж, за которого предстоит проходить игру, является военным роботом, работающим не на энергии атома или, в крайнем случае, на мазуте, а на человеческой крови. Но, как гласит слоган, данного ресурса предостаточно в аду («Mankind is dead, blood is fuel, hell is full») - с этого и начинается путешествие в виртуальный загробный мир.
Примечательно, что концепция и самого ада, и неожиданно оказавшегося там ангела извращены до безобразия по той простой причине, что от подобных игр не принято ждать ни достоверности, ни соблюдения каких-либо канонов. Так, например, самым главным грехом, с точки зрения разработчиков, представлена не гордыня (в отличие от традиционной христианской картины мира), а предательство, а всё, что касается высших сил - соответствует постмодернистской концепции: «Бог мёртв: но такова природа людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. - И мы - мы должны победить ещё и его тень!».
То есть по какой-то неизвестной причине, согласно сценарию, божественная воля уже не является чем-то естественным, а поддерживается искусственно за счёт таинственного «небесного совета» (heavenly council), образовавшегося после долгих лет паники и неразберихи - здесь-то и появляется ангел, направленный «советом» на урезонивание грешных душ, отказывающихся нести наказание. Вопреки традиционным представлениям о божественных вестниках, он далеко не милосерден и совсем не кроток: в адрес робота, помимо ожидаемых ударов, обрушиваются миазмы ненависти и презрения под видом «божественной воли». Итогом боя становится поражение ангела, который, если верить слухам, может примерно так же переродиться в инфернальное существо наподобие Сатаны из-за ненависти, вызванной единственным и немыслимым поражением перед рукотворным оппонентом, и лишения божественного света. Это в общем-то всё, что достаточно знать о сценарии, чтобы понять суть вопроса.
Моральные ценности вне зоны действия
Предположим, описанный ранее продукт, типичный для современной индустрии развлечений, «выстрелил» благодаря тому, что изначально составлен по относительно простым лекалам (это касается всех инди-стрелялок) и появился в удачный момент - когда привычная картина мира рушится, человечество усилиями глобальных институтов превращается в управляемую массу, а одним из последствий пандемии является падение качества образования и дефицит живого общения, влекущие деформацию личности.
Таким образом, естественное желание разработчиков произвести прибыльный проект стало проводником идеи Римского клуба о том, что старый мир рухнул. О создании некоего нового мира умалчивается, но если исходить из роли, отведённой игроку, не трудно догадаться, что новый мир - это трансгуманизм в наихудшем его проявлении: непрерывное потребление, вредящее окружающему миру и его обитателям, и отсутствие эмпатии, а также демонизация ценностей, которые присущи для цивилизованного человека.
Стоит ли говорить о том, что за последние десятилетия христианская мораль и этика на Западе подверглись атакам со стороны леворадикалов? Сторонники ЛГБТ, БЛМ и прочих направлений инклюзива ничем не отличаются от неадекватов, объявляя белого человека с традиционными взглядами по умолчанию виноватым во всех бедах человечества. Так что теперь белые обязаны каяться в «присвоении» либо «уничтожении» культуры иных народов, в «недопущении» представителей тех или иных меньшинств в науку и искусство «просто потому что» и в недостаточном финансировании целого пласта лиц, которые привыкли поколениями жить за чужой счёт.
Подобная проблема разгорается и в России, так что не стоит считать, что проблемы Запада остаются в стороне: радикализация - глобальное явление, затрагивающее в том числе и постсоветское пространство: всё больше стран Средней Азии следуют по стопам Украины и Прибалтики в языковых, политических и социокультурных вопросах, а Белоруссия колеблется между полноценной реализацией концепции Союзного государства и бушующими в западных областях националистическими настроениями, которые в прошлом году могли бы - как на Украине - стать двигателем цветной революции.
А поскольку Россия - это не просто государственное образование, а исторически сложившаяся самостоятельная цивилизация, проблема демонтажа христианских ценностей, которые являются её ядром, стоит как нельзя остро и представляет серьёзную угрозу, так как наша цивилизация всегда побеждала за счёт способности объединиться и дать отпор врагу в критической ситуации. Теперь же проявления нашей культуры, способствующие укреплению связей в обществе, презрительно именуются «совком» и «скрепами».
Философ и знаменитый идеолог постмодернизма Фридрих Ницше в 1888 году писал: «В сущности в моём слове имморалист заключаются два отрицания. Я отрицаю, во-первых, тип человека, который до сих пор считался самым высоким, - добрых, доброжелательных, благодетельных; я отрицаю, во-вторых, тот род морали, который, как мораль сама по себе, достиг значения и господства... В этом смысле именует Заратустра добрых то "последними людьми", то "началом конца"; прежде всего он понимает их как самый вредный род людей, ибо они отстаивают своё существование за счёт истины, равно как и за счёт будущего».
Когда погибает культура, погибает и народ
В условиях гибридной войны, проявления которой неожиданно обнаруживаются даже в индустрии компьютерных игр, крайне важно сохранить национальное и индивидуальное самосознание. Как известно, взрослого человека невозможно перевоспитать, если он сам не хочет измениться, однако молодёжь - перспективная и наиболее интеллектуально гибкая категория людей. Поэтому необходимо не просто обучать молодёжь, но и прививать ей любовь к Родине с помощью культурных достояний - науки и искусства, а также обеспечить занятость, которая подразумевает интеллектуальный труд, а не курьерские марафоны через весь город или заученное «Свободная касса!» и «Вам пакет дать?».
Для этого, в свою очередь, нужно продвигать качественную отечественную музыку, кинематограф и художественную литературу вместо Моргенштерна, «50 оттенков серого» и фильмов, которые буквально сочатся русофобией, но по неизвестной причине финансируются государственными фондами; важно восстановить студии детского и юношеского кинематографа, которые в советские годы помогали подрастающему поколению понять «что такое хорошо, что такое плохо», а также отменить те реформы, из-за которых образование наравне с медициной превратилось в услугу.
Конечно, ныне существующие программы патриотического воспитания и родительское внимание к жизни собственных детей тормозят процесс разложения молодых умов, но не являются единственными инструментами - ведь в условиях плотного информационного кокона, в котором современный человек оказывается уже чуть ли не с пелёнок, огромное влияние оказывает и то, что показывают СМИ и поставщики развлечений. А для этого, в свою очередь, необходимо выработать последовательную государственную программу.
Что же касается компьютерных игр - конечно, речь не идёт о полном закрытии доступа к ним, так как запретный плод сладок, а возрастной ценз можно легко обойти. Другое дело, что юноша или девушка, чья жизнь в оффлайне наполнена событиями, не потянется заполнять пустоту шлаком, а выберет качественное развлечение, требующее чего-то более созидательного, нежели бездумный забег с ружьём наперевес.