Си призвал Джо к «беспроигрышному» сотрудничеству, Джо пообещал Си «победить» Пекин
Не прошло и недели с телефонного разговора новоизбранного президента Соединённых Штатов и лидера Китая, как военный корабль ВМС США проплыл вдоль островов в Южно-Китайском море, на которые претендует Пекин. Конечно, в рамках операции по свободе судоходства. Причём сразу после совместных учений двух американских авианосных групп в Южно-Китайском море.
Во время телефонного разговора со своим «коллегой» Си Цзиньпин сказал, что «китайско-американское сотрудничество может привести ко многим важным событиям, которые принесут пользу как двум странам, так и всему миру. Противостояние КНР и США, несомненно, является катастрофой как для двух стран, так и для всего мира». В то время как Си призвал к «беспроигрышному» сотрудничеству, Джо назвал Китай «самым серьёзным конкурентом Америки» и пообещал «победить» Пекин. И начал с демонстрации силы.
После своего первого в роли президента посещения Пентагона Байден подчеркнул, что новой администрации США нужно найти ответ на «растущие вызовы со стороны Китая» и подтвердил создание в Министерстве обороны США новой целевой группы по Китаю. По его словам, эта группа займётся разработкой «общеправительственного подхода» к КНР и в ближайшие месяцы подготовит «рекомендации по ключевым приоритетам» в отношении Китая. «Мы должны ответить на растущие вызовы, поставленные Китаем, чтобы сохранить мир и защитить наши интересы в Индо-Тихоокеанском регионе и во всём мире», заявил американский президент. Новой целевой группе было дано четыре месяца на подготовку оценок и рекомендаций по военной стратегии США в отношении Китая; по технологиям, структуре сил и их позиции; а также по альянсам и двусторонним оборонным отношениям с Пекином.
Всего через 21 день после вхождения в Белый дом Байдена и слишком малом времени для вхождения во все тонкости внешней и внутренней политики, новый президент, отмечает Defense News, делает по Трампу всё наоборот, кроме политики в отношении Китая. «Формирующаяся политика в отношении Китая почти неотличима от политики Трампа, которая заставила многих китайских наблюдателей поверить, что стратегическая конкуренция с Пекином - в морской сфере и за её пределами - существует в долгосрочной перспективе. Или, по крайней мере, для Байдена».
И уже 4 февраля эсминец «Джон С. Маккейн» прошёл через Тайваньский пролив. 9 февраля МИД Китая подверг критике учения ВМС США с двумя авианосцами в Южно-Китайском море, заявив при этом, что Китай в свою очередь будет «работать вместе со странами региона над обеспечением мира и стабильности в Южно-Китайском море». А 11 февраля президент США Джо Байден провёл первый телефонный разговор с председателем КНР Си Цзиньпином, во время которого выразил обеспокоенность действиями Пекина и заявил о своём намерении защищать интересы США.
Тем не менее накануне телефонного разговора с китайским лидером Байден заявил, что США намерены пересмотреть отношения с Китаем и рассчитывают уйти от открытого конфликта. По словам Байдена, между двумя странами должна быть конкуренция, не перерастающая в конфликт.
Говорим одно, думаем другое, делаем третье.
Война - это продолжение политики другими средствами. Сначала торгово-экономическими. Торговая война между США и Китаем началась в конце 2017 года, когда Вашингтон ввёл повышенные пошлины на ввоз ряда китайских товаров. В начале 2020 года Си Цзиньпин и 45-й президент США Дональд Трамп подписали соглашение о «первой фазе» перемирия, однако его полноценному выполнению помешала пандемия коронавируса. Байден намерен тщательно пересмотреть это соглашение. Он заявил, что будет противостоять «экономическим злоупотреблениям» Пекина и «конкурировать с позиции силы», координируя действия с союзниками.
Инициированная Трампом торговая война с КНР привела к тому, что Пекин эффективно перенаправил инвестиции по другим направлениям. Например, в Египет, через который Китай обустраивает беспошлинную торговлю с 26 странами Африки. А в конце прошлого года 15 стран Азиатско-Тихоокеанского региона сделали конструктивные шаги к созданию беспрецедентно гигантского Всестороннего регионального экономического партнёрства (ВРЭП) с перспективой отмены пошлинного режима, от которой останется в выигрыше прежде всего Китай. Не случайно Байден уже выразил желание вернуть Штаты в Транстихоокеанское партнёрство, которое было завяло после того, как Трамп вывел из него США. Таким образом 46-й американский президент стремится реанимировать живую конкуренцию с Китаем на пространствах АТР.
В то же время Евросоюз и Китай официально оповестили о завершении работы над «Всеобъемлющим соглашением об инвестициях». В соответствии с ним доступ европейских компаний на рынок Китая будет значительно расширен. Кроме того, ожидается улучшение условий ведения бизнеса для предприятий из ЕС, включая обеспечение правил «честной конкуренции». Посредством такого взаимодействия Китай должен обрести гарантию от будущих ограничений в Европе. И новая администрация в Вашингтоне не может не принимать этого во внимание.
К тому же надо учитывать: запуск Народным банком Китая и SWIFT 16 января 2021 года совместного проекта по продвижению цифрового юаня может стать, как предположило издание Asia Times, началом конца владычества США.
Теперь Байден будет противостоять экономической экспансии комплексными конкурентными методами. Маловероятно, что нынешняя американская администрация решится на новый широкомасштабный виток пошлинной войны с КНР, дабы такое нагнетание бумерангом не нанесло ущерб США. К тому же Вашингтон может пойти на сотрудничество с Пекином по ряду мировых гуманитарных вопросов - от борьбы с пандемией до проблемы глобального потепления. О чём также говорили по телефону два лидера.
Однако есть направления, как экономические, так и идеологические, по коим США со всей определённостью не станут «поступаться принципами». Так Вашингтон намеревается привлечь Японию к созданию многонационального фонда для финансирования разработки и распространения систем связи пятого поколения (5G). Проект нацелен на вытеснение Китая с рынка. Японская газета Yomiuri, ссылаясь на американские источники, пишет, что к проекту способны примкнуть Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия. Размеры фонда могут составить 500 млн долларов. В первую очередь политика вытеснения направлена против китайской корпорации Huawei. Усилить же позиции на рынке планируют NEC и Fujitsu.
Портал insidetrade.com пишет: администрация нового президента США Джо Байдена продолжит курс конфронтации в отношении Huawei. Телекоммуникационное оборудование таких поставщиков, как эта компания, представляет собой угрозу национальной безопасности, заявила в Вашингтоне пресс-секретарь администрации Джен Псаки. По её словам, США добьются, чтобы операторы внутренних сетей не использовали комплектующие от Huawei, и будут работать с союзниками для обеспечения безопасности коммуникаций. США обеспокоены «попытками КНР угрожать соседям», включая Индию, о чём заявил представитель Госдепартамента Нед Прайс: «Мы внимательно следим за ситуацией. Мы знаем о идущих переговорах между индийским правительством и Китаем, и мы продолжаем поддерживать мирный диалог и мирное разрешение пограничных споров. Мы обеспокоены попытками Пекина угрожать своим соседям». 5 февраля госсекретарь США Энтони Блинкен провёл телефонные переговоры со своим китайским коллегой Ян Цзечи, в ходе которых заявил, что в связи с конфликтом с Индией американские власти намерены «привлекать КНР к ответственности». С какой стати и каким образом?.. Интересно посмотреть. Но Блинкен и в Африке Блинкен.
«По сути, китайская политика США начала президентства Байдена - это повторение политики Трампа, сформулированной Помпео в середине 2018 и середине 2020 годов», - считает Бонни Глейзер, руководитель проекта China Power Центра стратегических и международных исследований США. Трамп закрыл все двери, в которые входил и выходил во внутренней и внешней политике. Своих же, похоже пока и не нашёл. Кроме китайской двери.
Насколько изменит Байден трамповскую политику в отношении Китая, покажет время. Но одно, на наш взгляд, очевидно, новый Белый дом попытается изменить свою политику в отношении Китая в сторону натравливания Пекина на Москву. Не без помощи присущего британско-американскому и британскому - The American way of life. Такова их традиция.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.