Украина в капкане прокси-войны
Важнейшим фактором, определяющим вектор и темпы таких изменений является развитие мировой гибридной войны (МГВ), как многомерного межцивилизационного военного конфликта, в ходе которого США, в качестве заказчика и организатора войны, прибегают к целенаправленному адаптивному применению как военно-силовых способов борьбы, так и экономического удушения противника, использования подрывных информационно-психологических и кибертехнологий. Цель - иллюзорный мираж мирового господства, на пути к которому Вашингтон рискует безопасностью США и ставит мир на грань ядерного конфликта.
В широком понимании смысл МГВ состоит в борьбе за влияние и доступ к ресурсам на пространствах Большой Евразии, Большого Среднего Востока, Африки и Латинской Америки в противовес конкуренции за технологическое лидерство между Западом и Востоком в предыдущие годы.
В узком понимании смысл мировой гибридной войны (или тотальной гибридной войны Запада против России, как её назвал глава МИД С. Лавров) США и их союзников против России заключается в ликвидации российской государственности, фрагментации страны и переводе отдельных её частей под внешнее управление.
Следующим шагом станет установление контроля над другими важными частями Евразии - Китаем, Индией и некоторыми другими государствами.
МГВ как глобальный инструмент конструирования нового мира представляет собой многомерный межцивилизационный военный конфликт, в ходе которого стороны прибегают к целенаправленному адаптивному применению и военно-силовой борьбы, и экономического удушения противника, использованию подрывных информационных и кибертехнологий.
Совокупность операций МГВ направлена на разрушение всех основных геополитических пространств общества-соперника - то есть на его абсолютное сокрушение и подчинение воле победителя.
Прокси-война как инструмент мировой гибридной войны
Сложная динамика МГВ придала новые оттенки широко известному феномену опосредованных (прокси) войн, имеющих многовековую историю. Прокси-война понимается как стратегия, в которой одна сторона поощряет или использует другую сторону для участия в войне в своих собственных стратегических целях. В своё время президент США Дуайт Эйзенхауэр определил прокси-войны как «войны, которые ведутся чужими руками». И сегодня отчётливо видно, как наши геополитические противники всё чаще бьются не только с Россией, но и между собой на территориях третьих стран чужими руками. В этом контексте прокси-война на Украине не является вооружённым конфликтом между Москвой и Киевом, а представляет собой гибридную войну в крайней стадии ожесточения, которая также ведётся чужими руками и развязана Вашингтоном против России в рамках глобального межцивилизационного противоборства. Начало активной фазы прокси-войны относится к 2014 году. Ещё одним примером прокси-войны является подготовка Вашингтоном вооружённого конфликта между КНР и Тайванем с целью ослабления Китая как экономического и военного противника США.
В соответствии с замыслом государства-организатора прокси-войны помогают истощить геополитического противника, создать ему массу внутренних проблем, вплоть до развала государства, подорвать его репутацию на международном уровне.
Таким образом, прокси-война - международный конфликт между двумя странами, которые пытаются достичь своих собственных целей с помощью военных действий, происходящих на территории и с использованием ресурсов третьей, под прикрытием разрешения внутреннего конфликта в этой третьей стране.
По масштабу прокси-война может иметь локальный или региональный размах. Сегодня вовлечение в конфликт на Украине нескольких десятков государств Европы и Северной Америки, членов НАТО, ЕС и нейтральных стран придаёт ему региональный характер при наличии угрозы перерастания в глобальный конфликт.
Преобладающие тенденции гибридных и прокси-войн
Сдвигу форм и способов противоборства к стратегиям гибридных и прокси-войн способствуют несколько преобладающих тенденций:
1. Глобализация и либерализация рынков и валют, интеграция транспорта, информации и экономики порождают новую сеть государственных, корпоративных и индивидуальных интересов. Такая тенденция создаёт заинтересованность Вашингтона в развязывании и решении в свою пользу задач прокси-войн в ключевых районах мира.
Например, на Большом Ближнем Востоке и его евразийской периферии прокси-войны сегодня превышают уровень угроз времён поздней холодной войны. Особую остроту угрозам войны придают попытки Вашингтона и НАТО расширить их зону до границ России, что было сделано в 2008 году во время конфликта в Грузии, а сегодня реализуется на Украине.
2. Неспособность точно определить и контролировать размах и угрозы прокси-войн XXI века, отсутствие международной правовой базы для оценки конфликта создают политические и военные проблемы для международных организаций и государств, вовлечённых в противоборство как на поле боя, так и за столом переговоров.
3. Полувоенные формирования, ополчение и ЧВК играют важную роль в стратегиях прокси-войн. При поддержке США и НАТО, массированных поставках вооружения расширяется использование наёмников на Украине. Попытка развязать прокси-войну была недавно предпринята в Казахстане. В прицеле прокси-войн остаются Белоруссия, Армения, Грузия, страны Центральной Азии и Китай.
4. Ведение прокси-войн способствует обострению межгосударственного противоборства в рамках стратегического треугольника, вершинами которого являются Россия, Китай и Соединённые Штаты.
Обнаружение российскими войсками биологических лабораторий Пентагона на Украине и существование подобных объектов на Кавказе и в Средней Азии позволяет предположить, что США уже в течение длительного времени занимаются разработкой биологического оружия, нацеленного на Россию и Китай. Таким образом, военная биологическая составляющая стала частью американской стратегии МГВ и прокси-войны.
5. Диффузия военной мощи, военная модернизация, поставки оружия и направление инструкторов придают новые возможности многим государствам, что ведёт к изменению регионального баланса сил. Распространение или угроза распространения оружия массового поражения может привести к изменению удельного веса в мировой политике таких региональных соперников, как Израиль, Турция, Иран, Индия, Пакистан, Саудовская Аравия и некоторые другие государства Персидского залива.
Усиливается тенденция к стратегической трансформации союзов - остаётся в силе обещание принять в НАТО Украину и Грузию. О желании стать членами альянса заявили Финляндия и Швеция, что усиливает угрозу северному флангу России и выступает дополнительным источником турбулентности. ЕС превращается из конструктивной экономической платформы в агрессивного, воинствующего игрока, который уже заявляет о своих амбициях далеко за пределами европейского континента. Фактически страны Евросоюза пошли по пути глобализации, избранного НАТО, тем самым подтверждая тенденцию слияния с Североатлантическим альянсом, с которым будут по сути дела выполнять функции его придатка.
В АТР сформирован AUKUS - трёхсторонний военный альянс в составе США, Австралии и Великобритании, в который стараются втянуть Японию. Создаётся четырёхсторонний форум по безопасности QUAD (Австралия, Индия, США и Япония).
Подготовка прокси-войны включает в себя комплекс этапов, содержание которых имеет немало общего вне зависимости от географического расположения государства, избранного в качестве исполнителя-агента.
Суть прокси-войны на Украине заключается в специфике отношений между, с одной стороны, государством-заказчиком и организатором войны (США), а с другой стороны - исполнителем-агентом (Украина) в контексте войны, которую США и НАТО ведут против России.
Хроника прокси-войны против России
- 1991-2004 гг. - создание в стране при попустительстве и поддержке властей антироссийской сети влияния, основанной на неправительственных организациях (НПО). Одновременно в ходе информационно-психологической войны осуществляется масштабное воздействие на сознание населения, наращивается влияние США и НАТО, формируется устойчивый политический вектор на членство Украины в альянсе и Европейском союзе;
- 2007-2008 гг. - после выступления президента В.В. Путина в Мюнхене и войны в Грузии осуществлён перевод гибридной войны против России из вялотекущей фазы к ведению комплекса энергичных наступательных действий с целью удушения и развала нашей страны, включая активизацию мероприятий по втягиванию Украины в НАТО - саммит НАТО в Бухаресте, где Украине и Грузии было обещано членство в альянсе;
- 2013 г. - создание Восточного партнёрства как проекта Европейского союза, имеющего основной заявленной целью развитие интеграционных связей Евросоюза с шестью странами бывшего СССР: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. При этом приглашённым государствам было недвусмысленно заявлено: «Делайте выбор между Россией и ЕС».
- 2014 г. - переход США и НАТО на Украине к прямой поддержке неонацистов и националистов под антироссийскими русофобскими лозунгами, запрет на использование русского языка, развёртывание террора против русских на Украине, война в Донбассе, сожжение 48 «антимайданных» активистов в Доме профсоюзов в Одессе и другие преступления. Цель - полнейшая дерусификация Украины, подчинение государства интересам США и НАТО, превращение в плацдарм агрессии против России и Белоруссии;
- начало XXI века - саботаж миротворческих попыток, милитаризация Украины, включая поставки из США и НАТО оружия, инструкторов, передачу разведывательной информации, проведение военных учений по провокационным антироссийским сценариям. Особую опасность представляет создание на Украине сети из 30 биолабораторий, выполняющих задания Пентагона.
Европейское «ближнее зарубежье» как плацдарм агрессии
После двух расширений на Восток в 2004 и в 2007 гг. Евросоюз непосредственно приблизился к границам постсоветского пространства. Произошла своеобразная «стыковка» мощного регионального блока ЕС, где проживают почти полмиллиарда человек, с регионом СНГ. Европейское «ближнее зарубежье» России превратилось в особую контактную зону между РФ и ЕС. С этого времени Евросоюз начал проводить более активную политику на постсоветском пространстве, считая его зоной своих жизненно важных интересов. Главное содержание Восточного партнёрства - на антироссийской основе целенаправленное формирование «кольца друзей» ЕС, «европеизация» соседей на основе распространения пресловутых «общеевропейских ценностей», стимулирование в этих странах политических и экономических реформ, отвечающих интересам США и НАТО, потребностям европейского бизнеса.
Развитие Восточного партнёрства привело к перерастанию первоначально заявленной стратегии добрососедства в универсальную стратегию освоения ресурсов СНГ и установления контроля над этим регионом, совместными усилиями Евросоюза, блока НАТО и ЕС.
Фактически Украина после свержения законного президента и прихода к власти ставленников Вашингтона превращена в серую зону (СЗ), откуда проводятся операции гибридной войны против России. Накачивание странами НАТО Украины оружием, подготовка её войск к использованию западной техники, отправка инструкторов и наёмников, передача развединформации о России при подготовке и в ходе специальной военной операции, проведение учений стран альянса у наших границ повышают вероятность прямого и открытого конфликта США и НАТО с Россией вместо ведущейся ими «войны по доверенности». У такого конфликта всегда существует риск перехода в полноценную ядерную войну.
Российская стратегия противоборства гибридной войне
Совершенствование способности государства противостоять угрозе гибридных и прокси-войн, цветных революций, которые сфокусированы на войне косвенными средствами, должно осуществляться с учётом того, что между различными типами конфликтов в разные исторические периоды могут возникать общие черты, основанные на проблемах взаимоотношений между заказчиком-спонсором и агентом.
Решение комплексной проблемы требует адаптации системы обеспечения национальной безопасности России к вызовам и угрозам, порождаемым конфликтами нового вида. Успех адаптации в решающей степени будет зависеть от способности своевременно сформировать новое знание о гибридных угрозах и на этой основе определить стратегию государства в целом, приоритеты строительства ВС, развития экономики и культурно-мировоззренческой сферы. Требуется синтезировать имеющиеся и полученные в ходе исследований знания с целью формирования концепции современных конфликтов и модели противодействия.
В общем виде модель противодействия гибридной и прокси-войнам и цветной революции должна строиться с учётом нелинейной конфигурации атакующих сил и отражать следующие ключевые задачи защиты государства:
1. Способность быстро и решительно реагировать на конфликты, нелинейный характер которых позволяет достигать значительных результатов при относительно небольших возмущающих воздействиях.
2. Сосредоточение критически важных усилий и ресурсов в наиболее угрожаемом месте. Сегодня это фронты информационно-психологической и экономической войны, обеспечение внутреннего единства страны, кибербезопасности критической инфраструктуры, умелое применение средств РЭБ, БПЛА, систем ПВО в интересах защиты собственных войск.
3. Ведение непрерывной разведки и тесное её взаимодействие со структурами политического и военного управления с целью реализации стратегии, позволяющей оперативно обеспечивать создание и использование преимущества на угрожаемом направлении.
4. И, наконец, в образовательной и культурно-мировоззренческой сферах необходима подготовка и правильное использование кадрового ресурса, способного обеспечить разработку и реализацию стратегии противоборства в гибридной и прокси-войне.
Умелое использование Украины в гибридной войне коллективного Запада против России свидетельствует о крайне разрушительном потенциале и опасности нелинейных конфликтов, противодействие которым требует решительной и быстрой реакции, разработки и внедрения в войска новых средств вооружённой борьбы. Важно учитывать нацеленность США на реализацию своих геополитических целей вопреки существующим международным нормам и правилам, что выступает в качестве своеобразного катализатора обострения критичности и развития глобальной нестабильности.
В военной и информационной сферах главные усилия должны быть сосредоточены опять же на комплексном противодействии нынешнему режиму в Киеве и поддерживающим его силам. Но в долгосрочной перспективе одним Киевом дело не ограничится.
США, НАТО и ЕС сегодня пытаются превратить в некое подобие Украины, как театра гибридной войны против России, республики бывшего СССР, сосредоточив усилия на Казахстане, Грузии, Армении, Азербайджане, Молдавии. Активно используются для решения отдельных задач гибридной войны страны Восточной Европы, Балтии, некоторые нейтральные государства. Если упустить время и предоставить противнику возможность внедриться в живую ткань государств, выбранных в качестве очередных жертв прокси-войны, потребуется ещё не одна специальная военная операция, призванная обеспечить национальную безопасность нашей страны.
Подобная перспектива становится всё более реальной, что требует от России безотлагательных мобилизационных усилий по переводу политики, экономики, науки, идеологии, Вооружённых сил на качественно новый уровень, соответствующий реалиям современности.
Такой подход будет способствовать появлению нового знания о гибридном военном конфликте и прокси-войне как важнейшей части гибридной войны и адекватному отражению особенностей противодействия в доктринальных документах по обеспечению национальной безопасности государства и незамедлительному претворению в жизнь превентивных мер противодействия.