Церберы Антарктиды
Опору в антарктическом регионе США видят в Новой Зеландии, и, конечно же, Австралии, выступающей в настоящее время в качестве ударного флагмана АУКУС, в котором функция администрирования во многом делегирована Великобритании. Все страны Британского содружества включены в процесс укрепления своего боевого потенциала путём наращивания поставок продукции американского ВПК («бизнес, ничего личного»). И всё больше внимания уделяется распространению боевых систем с потенциалом применения ядерного оружия. Однако, утратив былое влияние, Великобритания давно сама перешла в состояние вассалитета по отношению к США. И ситуация в приантарктическом регионе об этом красочно свидетельствует.
ANZUS, предтеча AUKUS
По старой доброй традиции фиксацию своего присутствия американцы привыкли закреплять международными правовыми актами блокового характера. Соглашение между США, Австралией и Новой Зеландией - АНЗЮС (англ. ANZUS Security Treaty - Australia, New Zealand, United States) - в области региональной безопасности, подписанное в 1951 году и направленное на «совместное противодействие общей угрозе», остаётся одной из основных геополитических платформ, позволяющих обеспечить связность и согласованность проводимой американцами региональной линии.
Этому договору предшествовал ряд исторических факторов, в том числе снижение глобальной роли Великобритании после Второй мировой войны.
В 1940 году Соединённые Штаты признали Австралию независимой от Соединённого Королевства страной. Два года спустя Вашингтон провозгласил аналогичную позицию в отношении Новой Зеландии. В итоге это привело к подписанию вышеуказанного договора в Сан-Франциско 1 сентября 1951 года, вступившего в силу 29 апреля 1952 года.
Ключевое предназначение акта - заложение краеугольного камня в будущую систему региональной безопасности под контролем Вашингтона, которая в XXI веке демонстрирует однозначные намерения к расширению и углублению военно-политической интеграции.
Тезис о том, что «стороны будут консультироваться друг с другом всякий раз, когда, по мнению любой из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из сторон окажутся под угрозой в Тихом океане», сформировал де-факто скоординированный центр принятия решений.
Непослушание и наказание «зарвавшегося» австралийца
Однако был период, когда Канберра попыталась выйти из-под навязанного Вашингтоном внешнего управления. В 1970-х годах Австралия временно приостановила своё участие в данном соглашении. Дело в том, что в пору правления Гофа Уитлэма страна на довольно короткий период - с 1972 по 1975 год - стала практически независимым государством. Он упразднил покровительство короны (Великобритании), сблизил Австралию с Движением неприсоединения, поддерживал «зоны мира» и боролся с испытаниями ядерных вооружений.
Можно считать, что именно Гоф Уитлэм был первым и единственным суверенным правителем Австралии, предпринявшим попытки демократическими методами вывести свою страну из-под влияния наднациональных структур управления.
Однако такое непослушание не прощалось. И Вашингтон вознамерился любыми способами устранить «зарвавшегося» австралийца. К делу подключились профессионалы по теневым операциям и сменам неугодных режимов из ЦРУ. В качестве основного исполнителя политической ликвидации выступал американский агент влияния - генерал-губернатор Австралии сэр Джон Керр. К нему в команду был включён небезызвестный Маршалл Грин, который после избрания Уитлэма на второй срок в 1974 году, был прислан Госдепартаментом на должность посла в Канберру.
Чем прославился американский дипломат? Грин начинал карьеру в ВМС США и со временем преобразился в «мастера по переворотам». Так, он сыграл основную роль в путче 1965 года против президента Сукарно в Индонезии. C 5 мая 1969 года до 10 мая 1973 года Грин являлся заместителем госсекретаря по восточноазиатским и тихоокеанским делам. И со столь высокой позиции он направляется главой дипведомства в Австралию с явным внешним понижением статуса. Но это была не ссылка, а направление на решение стратегически важного вопроса по смене политического курса континента и возвращение его в орбиту влияния Вашингтона. Надо отметить, что вся ситуация находилась под пристальным вниманием и личным контролем президента США Р. Никсона.
К решению «проблемы Уитлэма» подключили и внешнеполитический скальпель Великобритании - профильный отдел МИ-6. Совместно с церэушниками они начали активный сбор любых сведений, способных дискредитировать неугодного политика. Методика известна и достаточно шаблонна. Путём нехитрой обработки и компиляции собранных сведений с подготовленной ложной информацией - достаточный для отставки Уитлэма набор компромата был сформирован.
Мастера фейков из МИ-6 и по сей день являются одними из мировых лидеров по политдискредитации объектов воздействия. Указанная активность не осталась в тени, и премьер попытался в 1975 году предпринять попытки по сохранению своей должности. К сожалению, запоздало. Маховик политической ликвидации был запущен. В игру на заключительном этапе вступил исполнитель тяжеловес - тот самый ангажированный генерал-губернатор Джон Керр. Задействовав весь свой административный ресурс, он довёл дело до конечной фазы - отстранил Уитлэма от власти. В целом, премьеру повезло. Мы знаем немало примеров физического устранения подобных дивергентов. После этого сюжета попыток восстановления политического суверенитета Австралии больше не предпринималось.
Слово без дела
«Австралия привержена цели избавления мира от ядерного оружия и давно выступает за международные усилия по ядерному нераспространению и разоружению, используя прагматичный, реалистичный и прогрессивный подход». Из официального правительственного заявления Канберры.
Циничный и прямой фальсификат. Австралия встала на путь обеспечения себя ядерным оружием. Хотя трактовка может быть и иной, принимая во внимание отсутствие политической субъектности страны и её строгое следование в фарватере внешнего управленческого диктата Вашингтона, и отчасти, Лондона.
В своё время Австралия действительно сыграла важную роль в продвижении запрещения ядерных испытаний, была участником разработки Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и Договора о зоне, свободной от ядерного оружия в южной части Тихого океана (также известный как Договор Раротонга - общее название Договора о безъядерной зоне в южной части Тихого океана, согласно которому каждая сторона обязуется «не производить или не приобретать любым путём, не владеть и не осуществлять контроль над любыми ядерными взрывными устройствами в любой форме где-либо в пределах и за пределами безъядерной зоны южной части Тихого океана». - Авт.). Запомним эти формулировки, они нам пригодятся далее в рамках сопоставления обязательств Канберры с реализуемой на практике политикой.
Основные обязательства Австралии как государства, не обладающего ядерным оружием, изложены в ДНЯО и прежде всего касаются добровольного отказа от его приобретения и постановки на вооружение. Совсем недавно (в преддверии состоявшегося в июне этого года первого заседания в ООН стран-подписантов ДЗЯО) группа из 55 бывших австралийских дипломатов и верховных комиссаров написала открытое письмо премьер-министру Энтони Альбанезе, призывая правительство подписать международный договор, который прямо запрещает разработку и испытания, производство и применение ядерного оружия.
«Мы надеемся… что приверженность лейбористов Договору о запрещении ядерного оружия будет быстро реализована. Достижение значительных успехов в уничтожении самого разрушительного оружия из когда-либо изобретённых имеет столь же важное значение для безопасности Австралии, как и для безопасности людей во всём мире», - говорится в письме.
Любопытно, что среди подписантов ДЗЯО нет ни одной из официальных (Великобритания, Китай, Россия, США, Франция) и неофициальных (Израиль, Индия, КНДР, Пакистан) ядерных держав. Соответственно, по формальному признаку в категорию «подписантов» идут те страны, которые реально осознают, что доступа у них к ядерному оружию не предвидится и они к этому не стремятся.
Но что происходит с ранее вполне пристойной и мирной Австралией? Бывшее коалиционное правительство материка под определённым внешним влиянием последовательно отвергало договор о запрещении ядерного оружия, заявляя, что он не приведёт к сокращению ядерных арсеналов или повышению безопасности и подорвёт существующие усилия по разоружению. Заявление явно идёт вразрез с логическим восприятием ситуации.
Действующий премьер Энтони Альбанезе был давним и публичным (вероятно, это ключевое определение) сторонником подписания и ратификации нового договора лейбористским правительством. «Ядерное разоружение является основным делом любого достойного лейбористского правительства, - сказал Альбанезе. - Лейбористы в правительстве подпишут и ратифицируют договор ООН о запрещении ядерного оружия».
В итоге до настоящего момента Австралия не подписала и не ратифицировала указанный международный акт: эта позиция не изменилась со сменой правительства. И не изменится. Материку определили роль непотопляемого авианосца и регионального флагмана в недавно созданном военном блоке АУКУС.
Атомные подлодки Австралии назовут «кенгуру»
Распределение ответственности ровным слоем покрывает всё новых и новых участников глобальной милитаризации, развёрнутой под эгидой Вашингтона и в интересах расширения рынков для американского ВПК. Вот и самый отдалённый континент накрыло этим общим раскручиваемым трендом.
Об этом ярко свидетельствуют планы Канберры по модернизации военно-морского компонента - перевода австралийских подлодок на «ядерный привод». Шесть стоящих на вооружении субмарин класса Collins нуждаются в замене по необходимости вывода из эксплуатации к 2026 году.
Причём ранее рассматривавшийся проект по закупкам 12 французских больших неатомных подводных лодок по программе SEA 1000 (Future Submarine Program). Стоимость контракта составляла 66 млрд долл. Однако старшие кураторы из США и Великобритании небрежно отодвинули французских промышленников, навязав Канберре строительство своих АПЛ на производственных мощностях Австралии.
В качестве замены выступили американские субмарины класса «Вирджиния» с ядерным реактором S9G мощностью до 190 мегаватт, которые имеют характеристики, сопоставимые с российским реактором ОК-650 проекта 971 (класс «Акула»). В списке британских образцов - субмарины с баллистическими ракетами на борту класса Vanguard и класса Astute.
Аналитик Австралийского национального университета по обороне и стратегическим исследованиям Хью Уайт заявил, что указанная сделка «является действительно очень важной, полной рисков и изменений в подходе Австралии к региону. В обостряющемся соперничестве между Америкой и Китаем мы на стороне Соединённых Штатов и делаем ставку на то, что они выиграют это противостояние».
Совсем другие оценки ситуации можно услышать от китайской стороны. В отношении складывающейся ситуации представитель МИД Китая Чжао Лицзянь заявил, что сделка AUKUS по поставке в Австралию атомных подводных лодок «наносит серьёзный ущерб региональному миру и стабильности, усиливает гонку вооружений и подрывает Договор о нераспространении ядерного оружия».
По оценкам Пекина, новый региональный прозападный военный союз, движимый менталитетом холодной войны и крайней враждебностью по отношению к Китаю, может серьёзно ухудшить ситуацию с безопасностью в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В такой накалённой обстановке статус Австралии в качестве непотопляемого авианосца приобретает осязаемые контуры. При этом заявленные цели противодействия китайскому влиянию на Тихоокеанском ТВД оставляют в тени истинные намерения - контроль США над Антарктидой.
«Четвёртый глаз» AUKUS
Заместитель государственного секретаря США Венди Шерман во время встречи с премьер-министром Новой Зеландии Джасиндой Ардерн в рамках недельного турне по Тихому океану назвала страну, которая является потенциальным членом на вступление в оборонный альянс AUKUS (пока там англосакская троица: Великобритания, Австралия и США. - Ред.). Она отметила, что сейчас блок сосредоточен на строительстве атомного подводного флота для Австралии, но в будущем AUKUS планирует расширяться. «Новая Зеландия - это страна, с которой мы могли бы сотрудничать», - добавила замгоссекретаря США.
Но однажды и Новая Зеландия попыталась выйти на самостоятельные рельсы принятия политических решений, когда в 1986 году инициировала создание безъядерной зоны в своих территориальных водах, что подразумевало запрет на вхождение для кораблей и подводных лодок США. В связи с чем на тот период участие Веллингтона в навязанном американцами АНЗЮС было приостановлено.
После интенсификации дипломатической активности в регионе и прихода к власти глобально ориентированной элиты в 2007 году ключевые пункты договора возобновлены. В 2010-м с Соединёнными Штатами подписана «Веллингтонская декларация», в 2012-м - «Вашингтонская декларация», которые «укрепили отношения в области обороны, обеспечив рамки и стратегическое руководство для сотрудничества в области безопасности и диалога по вопросам обороны», а на практике - окончательно сковали политическую волю зелёного острова.
В качестве практической реализации, во время визита в Новую Зеландию министр обороны США Леон Панетта объявил, что 26-летний запрет на посещение кораблями ВМС и береговой охраны США территории острова отменён. В том же году американские морские пехотинцы провели в стране курс подготовки, а национальный флот принял участие в морских учениях RIMPAC под эгидой США.
Однако не все представители политического истеблишмента положительно восприняли создание под боком нового военного блока АУКУС, в состав которого с высокой вероятностью втягивали и Веллингтон.
Несмотря на принадлежность к разведывательному альянсу «Пять глаз» (англ. Five Eyes, часто сокращаемые как FVEY - разведывательный альянс специальных служб Австралии, Канады, Новой Зеландии, Соединённого Королевства и США. - Ред.), разделять ответственность с Австралией за потенциально создаваемые условия размещения в регионе ядерного оружия (как следующий шаг после атомных подводных лодок) местная элита не готова.
Так, премьер-министр Новой Зеландии Джасинда Ардерн заявила, что новые австралийские атомные подводные лодки не будут допущены в территориальные воды страны в соответствии с давней безъядерной политикой. Указанная позиция была зафиксирована и опубликована газетой Sydney Morning Herald.
Отдельные видные учёные и политические тяжеловесы, такие как бывший премьер-министр Пол Китинг, декларировали, «что Австралии необходимо заявить о большей независимости от Америки и избегать противодействия Китаю, её крупнейшему торговому партнёру».
Однако действующей властью данные призывы проигнорированы, так как ставленники не могут пойти против воли кураторов.
Наоборот, активно наращивается военно-техническое сотрудничество с США. Новая Зеландия тратит около 1,5% своего ВВП на оборону - 5,2 млрд долл. в предыдущем бюджете. Это большие деньги, и, что интересно, они значительно увеличились с тех пор, как в 2017 году к власти пришло коалиционное правительство, возглавляемое лейбористами.
Укрепляя военно-техническое сотрудничество с США, 9 июля 2018 года министр обороны Новой Зеландии Рон Марк официально сообщил о заключении соглашения о приобретении в рамках американской программы межправительственных военных продаж (Foreign Military Sales - FMS) для ВВС Новой Зеландии четырёх базовых патрульных самолётов Boeing P-8A Poseidon. Стоимость соглашения составила 2,346 млрд новозеландских долларов (около 1,6 млрд долл. США). Все четыре самолёта будут поставлены в 2023 году. Они заменят устаревшие Lockheed P-3K2 Orion, состоящие на вооружении 5-й эскадрильи новозеландских ВВС, возраст которых к настоящему времени превысил 50 лет.
Недавно Новая Зеландия объявила новый оборонный бюджет в размере 6 млрд новозеландских долларов (3,8 млрд долл. США) на 2022-2023 годы. Эта цифра представляет собой номинальное увеличение на 4% по сравнению с окончательным бюджетом в 5,75 млрд новозеландских долларов на 2021-2022 годы. Из заложенной суммы 11 миллионов новозеландских долларов уйдёт на приобретение американского транспортного самолёта Lockheed Martin C-130J-30 Super Hercules, о котором было объявлено в 2019 году, и 50,3 миллиона на приобретение вышеуказанных четырёх морских патрульных самолётов Boeing P-8A Poseidon (MPA).
Увеличение оборонного бюджета является навязанным извне трендом, и не все местные эксперты согласны с данной линией. Например, директор Центра стратегических исследований Университета Виктории Дэвид Кейпи комментирует: «Зачем вам тратить деньги на оборону, если вы можете потратить деньги на жильё, или больницы, или?.. Я бы сказал, что долгосрочные интересы страны основаны на нашей интеграции в международный торговый порядок, где мы можем безопасно и надёжно торговать с остальным миром».
Но порядок этот сохраняется на плаву именно за счёт региональных геополитических точек опоры США в лице Австралии и Новой Зеландии, чьи глиняные ножки пытаются укрепить современными видами вооружений и военной техники. И скоро от их груза опоры этой милитаризированной конструкции могут надломиться.
Третий флот у пятого континента
Усматривая оживлённую региональную конкуренцию, в попытках прикрытия и оправдания своей сетевой военно-политической активности, американцы через аффилированные региональные СМИ (прежде всего австралийские) в настоящее время активно раскручивают тезисную базу о том, что это «на самом деле» Россия и Китай усиливают своё присутствие на антарктическом направлении.
Заявляется, например, что китайский флот активно действует на австралийской территории к северо-востоку от Мак-Мердо, где якобы начали экспериментировать с импровизированными сетями связи.
Тут же включаются голоса подкормленных экспертов. Так, по мнению новозеландского политолога Энн-Мари Шарон Брейди, «к 2020 году США вполне могут утратить своё технологическое преимущество в области GPS над стратегическими конкурентами - Россией и Китаем, которые разрабатывают собственные спутниковые навигационные системы ГЛОНАСС и БэйДоу».
По её оценкам, дополнительные спутниковые и приёмные станции в Антарктике могут помочь России и Китаю расширить свои оборонительные и наступательные военные операции по всему миру.
К чему все эти посылы и нагнетание истерии? Верно, для оправдания собственной военной активности в регионе и отвлечения внимания на негодный объект.
И они не заставляют себя ждать. Так The National Interest утверждает, что у Третьего флота ВМС США появились новые функции и задачи в Индийско-Тихоокеанском регионе. Издание приводит слова командующего Третьим флотом Майкла Бойла, который пояснил, что ранее они в основном принимали участие в различных учениях, но теперь им поставлена задача нарастить активность и быть готовыми работать в качестве центра военно-морских операций. Автор статьи отмечает, что США и их союзники активно готовятся к военным действиям.
Разрастающиеся оборонные бюджеты, поставки новых видов вооружений и военной техники, создание подконтрольных военно-политических блоковых структур - всё это нацелено на окутывание Антарктиды сетью подконтрольных США ударных позиций, нацеленных на силовое обеспечение последующего захвата ресурсной базы шестого континента. И этот передел - вопрос ближайшего будущего.