Тройственный «союз» Москвы, Пекина и Тегерана, или Страшный сон Джозефа Байдена
© neftegaz.ru
Россия заключила с Ираном сделку на поставку 40 газовых турбин большой мощности.

Тройственный «союз» Москвы, Пекина и Тегерана, или Страшный сон Джозефа Байдена

Занятый колонизацией Европы и войной на Украине, Вашингтон не заметил, как стал терять Ближний Восток
06 апреля 2023, 06:30
Реклама
Тройственный «союз» Москвы, Пекина и Тегерана, или Страшный сон Джозефа Байдена
© neftegaz.ru
Россия заключила с Ираном сделку на поставку 40 газовых турбин большой мощности.
Читайте нас на: 

В тот же день, когда в Москве прошла встреча глав МИД России и Ирана, посвящённая подготовке всеобъемлющего договора о стратегическом сотрудничестве, кабинет министров Саудовской Аравии одобрил меморандум о вступлении страны в Шанхайскую организацию сотрудничества. Продолжающееся сближение ведущих ближневосточных держав с Китаем и Россией вызвало серьёзную озабоченность у лидеров западных стран, которым мерещится создание тройственного союза Москвы, Тегерана и Пекина.

Тегеран-2023

Министр иностранных дел Ирана Амир Абдоллахиян надеется, что договор о стратегическом сотрудничестве с Россией будет подписан во время визита его российского коллеги Сергея Лаврова в Тегеран в апреле. «Мы находимся на финальном этапе подготовки этого документа», - заявил иранский министр. Надо сказать, что материалы для подписания такого договора в принципе были готовы давно. Однако сионистское лобби в Израиле всячески затягивало подписание соглашения, считают в Тегеране.

Но и эти «мешающие детали» в конце концов удалось преодолеть. Кроме внесения последних штрихов к всеобъемлющему российско-иранскому договору стороны в Москве обсудили вопросы нынешнего состояния и перспектив развития отношений в политической, торгово-экономической и военной областях. Сергей Лавров отметил, что «несмотря на незаконные санкции США и их пешек против Ирана», торговое сотрудничество между Москвой и Тегераном находится на подъёме. Только за последний год объём торгово-экономических связей с Ираном увеличился на 22% и достиг 4,86 млрд долларов. Эксперты объясняют улучшение взаимодействия между нашими странами как дружественным характером отношений, так и многолетним опытом Тегерана вести дела под давлением санкций.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиян на пресс-конференции по итогам встречи в Москве.
© РИА Новости
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиян на пресс-конференции по итогам встречи в Москве.

Сближение между Россией и Ираном началось в 2014 году, ставшим своего рода водоразделом в отношениях Москвы и Запада из-за госпереворота на Украине. Владимир Путин неоднократно подчёркивал, что именно события того года в конечном итоге и привели нас к специальной военной операции. В 2023 году российский президент отменил ограничения на поставки в Иран систем ПВО С-300, что положило начало военно-техническому сотрудничеству Москвы с Тегераном. И не только.

До 2021 года Россия импортировала из Ирана в основном продукцию сельского хозяйства. Во многом из-за того, что ориентированная на Запад часть отечественной элиты была (и продолжает быть) уверена, будто у иранцев нечего покупать, кроме фисташек, фиников и персидских ковров. Разумеется, это давно уже не так. Доктор политологии из Дипломатической академии МИД России Сергей Жильцов отмечает, что в отличие от России, которая может производить только газовые турбины малой и средней мощности, иранцы, сохранившие лицензию от Siemens, уверенно «клепают» турбины мощностью 100-120 МВт. 

В своё время Москва, сократив свой промышленный потенциал под «обаянием» Запада, недальновидно ограничилась отвёрточной сборкой. А компания Siemens, когда собирала свои манатки, чтобы убраться из России после начала СВО, заодно прихватила и все свои технологии, ничего не оставив «на долгую память». Тогда как иранцы оказались предусмотрительнее и теперь производят у себя до 85% необходимого для газовой промышленности оборудования. И это касается не только газовой отрасли. Иран научился делать вполне приличные дроны, автозапчасти и другую техническую всячину, которая может пригодиться Москве во время ведения боевых действий на Украине.

Прозрение генерала Милли

Этого и боятся на Западе. Выступая перед членами комитета Палаты представителей Конгресса США по вооружённым силам председатель Объединённого комитета начальников штабов генерал Марк Милли заявил, что сближение Китая, России и Ирана создаёт для США «серьёзные проблемы на долгие годы». По словам Милли, США впервые сталкиваются с угрозой противостоять сразу двум крупным ядерным державам, да ещё в условиях, когда к ним может присоединиться третья страна, имеющая статус региональной державы. В такой ситуации, утверждает американский генерал, мы не сможем ничего сделать, чтобы остановить, сорвать, замедлить или как-то ещё помешать китайской программе ядерных разработок, рассчитанных на ближайшие 10-20 лет. 

Генерал Милли не ожидает ничего хорошего от китайской программы ядерных разработок.
© globallookpress.com
Генерал Милли не ожидает ничего хорошего от китайской программы ядерных разработок.

С учётом недавно подписанного соглашения о нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией, гипотетический тройственный союз Москвы, Пекина и Тегерана превращается для Запада в ночной кошмар. Впрочем, такой вариант всё-таки вряд ли возможен в ближайшее время, поскольку ни Китай, ни Иран, ни Россия, по заявлению их лидеров, пока что не стремятся к глубокой интеграции. 

Во всяком случае, ряд отечественных политологов исходит из того, что Иран при изучении возможности заключения по-настоящему военно-стратегических союзов будет исходить из религиозной догматики. Тогда как Россия, с точки зрения религиозного руководства Ирана, это общество вчерашних атеистов. Кроме того, в Иране ещё не на сто процентов доверяют Москве: слишком часто Кремль менял свои позиции по просьбам израильтян. Например, в отношении поставок Тегерану современного оружия.

Теперь военное сотрудничество между Ираном и Россией - неопровержимый факт. Однако и Москва, и Тегеран отрицают, что российские войска используют иранские беспилотники в боевых действиях на Украине. К тому же Тегеран, по словам министра Абдоллахияна, не ищет конфронтации с США. При этом иранский дипломат назвал беспочвенными обвинения США о том, что близкие Ирану группировки совершают нападения на военные базы США в Сирии с помощью дронов. «Вместо того, чтобы обвинять в этом Тегеран, - заявил министр Абдоллахиян, - Вашингтону следовало бы самому отказаться от военной помощи Киеву».

Ещё один пункт повестки на переговорах в Москве был связан с возобновлением ядерной сделки. По словам Сергея Лаврова, СВПД не имеет альтернативы, поэтому Москва стремится как можно скорее возобновить сделку. Мир ждёт, когда США выполнят свои обязательства по соглашению и когда антииранские санкции будут сняты. Вся ответственность за срыв СВПД целиком ложится на Вашингтон, который при президенте Трампе сначала вышел из сделки, а затем, уже при Байдене, начал выламывать руки иранцам, добиваясь новых уступок.

Со сменой руководства в Белом доме отношения США и стран Ближнего Востока заметно ухудшились.
© РИА Новости
Со сменой руководства в Белом доме отношения США и стран Ближнего Востока заметно ухудшились.

Однако на Западе, похоже, перестарались. Иранцам до такой степени надоели «капризы» американцев, что в Тегеране заметно усилились позиции тех сил, которые считают, что для страны будет намного выгоднее принять решение о создании собственного ядерного оружия. Тем более что перед глазами пример Северной Кореи, которая вошла в «ядерный клуб» через заднюю дверь и теперь, фигурально выражаясь, плевать хотела на Вашингтон, поскольку ядерное оружие оказалось самой надёжной гарантией безопасности. И ничего с северокорейскими товарищами США поделать не могут. 

Выбор Эр-Рияда

Большой неприятностью для Вашингтона стало стремление саудовцев вступить в ШОС. И причин у королевства было несколько. Во-первых, влияние США на Ближнем Востоке снижается, в то время как позиции Китая и России усиливаются. И было бы очень странно, если бы саудовцы не захотели бы иметь дело с такой мощной в экономическом и финансовом плане страной, как КНР. По данным китайской и саудовской торговых палат, объём торговли между Аравийским королевством и КНР с 2017 по 2021 год составил 1,2 триллиона долларов, что говорит о высоком уровне инвестиционного и экономического сотрудничества. Саудовцы также хотят развивать отношения с Россией, осмелившейся бросить вызов американцам и за это пользующейся особыми симпатиями большинства стран, принадлежащих к так называемому третьему миру. С Москвой Эр-Рияд желает не только расширить сотрудничество, но даже развивать союзнические отношения.

Во-вторых, фокус внимания США, как в экономическом, так и в политическом и военном плане, всё больше смещается в Восточную Азию, особенно в последнее время - на фоне тайваньского противостояния между Пекином и Вашингтоном, чреватом военным противостоянием между США и КНР. 

Си Цзиньпина встречали в Эр-Рияде гораздо теплее, чем Байдена.
© globallookpress.com
Си Цзиньпина встречали в Эр-Рияде гораздо теплее, чем Байдена.

Ещё одним вызовом американской гегемонии стал украинский кризис. В этой связи многим, причём не только в ближневосточном регионе, пришлось задуматься о диверсификации своих союзников и партнёров и даже о сближении с соперниками Америки. По мнению авторов американского журнала Newsweek, Эр-Рияд, стремясь в ШОС, будет стараться заполнить пробелы, вызванные потерей интереса США к региону.

В-третьих, отношения арабских стран Персидского залива, в том числе Саудовской Аравии, и без того характеризуются значительной напряжённостью, которая усугубляется различными демаршами наподобие нарушений прав человека, которые Вашингтон традиционно использует в политических целях. Например, Байден, поспешивший объявить кронпринца Мухаммеда бен Сальмана «изгоем» в связи с убийством журналиста Джамаля Хашогги, а также принявший решение о прекращении военной помощи саудовцам из-за войны в Йемене, можно сказать, по простоте душевной, подтолкнул Саудовскую Аравию к поиску новых партнёров. Кроме того, Вашингтон отменил решение Трампа включить йеменскую группировку хуситов «Ансар Аллах» в список террористических организаций.

Но сильнее всего отношения между Эр-Риядом и Вашингтоном испортились после начала вооружённого конфликта на Украине и последовавших затем санкций Запада против Москвы. При этом Байден, будто он на самом деле Большой белый вождь из Вашингтона, призвал Мухаммеда бен Сальмана увеличить добычу нефти, чтобы снизить цены на «чёрное золото». Однако королевство ослушалось окрика и не только не пошло на этот шаг, но и позаботилось о том, чтобы другие страны ОПЕК+ не увеличили добычу нефти. В ответ взбешённый Байден пригрозил саудовцам «последствиями» и велел пересмотреть связи с Эр-Риядом.

В конце концов и другие страны арабского Востока поняли, что администрация Байдена регулярно им лгала, обещая способствовать урегулированию палестинской проблемы. Никогда ещё за почти 75 лет существования государства Израиль положение палестинцев как на оккупированных территориях, так и в Израиле, не было столь отчаянным, как сегодня. После возвращения во власть Биньямина Нетанияху еврейское государство, по сути, перешло в отношении арабов к самому настоящему геноциду. 

В-четвёртых, давнее соперничество Саудовской Аравии и Ирана, который уже стал полноправным членом ШОС, конечно же, никуда не исчезло. Однако в новых реалиях Эр-Рияду крайне важно ни в коем случае не отстать от Ирана в развитии связей не только с другими странами ШОС, но и с государствами БРИКС.

Ракеты хуситов на военном параде в столице Йемена Сане.
© globallookpress.com
Ракеты хуситов на военном параде в столице Йемена Сане.

Тем не менее саудовцы не стали перекладывать все яйца из одной корзины в другую, а распредели их примерно поровну. Наведя мосты с новыми друзьями и партнёрами, представители королевства не спешат рвать связи с США. Такая конструкция, по мнению саудовского политолога Али аш-Шихаби, делает ближневосточный регион более устойчивым. Кроме того, появляется надежда на прекращение огня в Йемене, что отвечает интересам большинства сторон, втянутых в конфликт.

При этом страны Ближнего Востока понимают, что при американской гегемонии хаос в регионе продолжал бы усиливаться. Тогда как складывающийся буквально на глазах тройственный союз Тегерана, Москвы и Пекина не собирается никого разделять и не над кем властвовать.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама