Западный ВПК: Зеленский слишком много хочет
© globallookpress.com
Западные оборонные предприятия не успевают ни снабжать Украину, ни догнать Россию.

Западный ВПК: Зеленский слишком много хочет

По техническим причинам военно-промышленный комплекс западных стран, втянувшихся в войну на Украине, не в состоянии выполнить заявки Киева на вооружения и боевую технику. Не хватает производственных мощностей
13 сентября 2023, 11:00
Реклама
Западный ВПК: Зеленский слишком много хочет
© globallookpress.com
Западные оборонные предприятия не успевают ни снабжать Украину, ни догнать Россию.
Читайте нас на: 

Специальное военная операция длится уже более 500 дней. Большинство современных конфликтов, преодолевших эту отметку, как правило, становятся затяжными, а столь длительное противостояние перерастает в гонку военно-​промышленных комплексов.

Дождь из долларов на высохшую землю

В марте этого года председатель комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США Майкл Маккол заявил, что из выделенных Украине четырёх пакетов помощи на 113 миллиардов долларов, около 60% уходит американским военным и ВПК на модернизацию запасов оружия и военной техники. Казалось бы, после таких вливаний выпуск продукции ВПК должен был расти как на дрожжах, но этого не происходит.

Шестьсот миллионов долларов непосредственно достались управлению Пентагона по расширению возможностей оборонного производства. Из этой суммы, 45,5 миллиона долларов были направлены фирме Arconic на расширение производства высококачественного алюминия. Дело в том, что Россия контролирует более 75% мирового рынка высококачественного алюминия, который необходим для производства реактивных самолётов и различной боевой техники. Теперь доступ США к российскому алюминию ограничен.

Россия - лидер мирового рынка высококачественного алюминия.
© РИА Новости
Россия - лидер мирового рынка высококачественного алюминия.

Компании Timken, единственному поставщику высокопрочных шарикоподшипников, соответствующих стандартам Министерства обороны США, выделено 13,8 миллиона долларов. Двести миллионов долларов, в виде грантов, Пентагон направил американским компаниям на производство 27 важнейших химических веществ, которые являются частью цепочки поставок для производства реактивного топлива и взрывчатых веществ.

В июне 2021 года из-за несчастного случая в США был взорван единственный завод по производству чёрного пороха. Хотя он теперь не используется в тех объёмах, что 200 лет назад, но технология его производства практически не изменилась в связи с тем, что использование электричества в процессах минимизировано из-за опасности возникновения искры. Восстановление производства на данном заводе планировалось только летом этого года.

Ещё 15 миллионов долларов было выделено Пентагоном на технико-​экономическое обоснование добычи кобальта в штате Айдахо, так как Китай сократил его поставки на мировой рынок. Китай владеет контрольным пакетом акций в 70% добываемого кобальта в Демократической Республике Конго, крупнейшего в мире поставщика металла.

Между США и Китаем разгорается санкционная война, поэтому надеяться на восстановление прежних объёмов поставок редкоземельных металлов бессмысленно. Кобальт используется не только при производстве брони танков, но и для создания самолётов и даже радаров.

Контрольный пакет акций предприятий, добывающих кобальт в Демократической Республике Конго, у Пекина.
© globallookpress.com
Контрольный пакет акций предприятий, добывающих кобальт в Демократической Республике Конго, у Пекина.

На модернизацию перечисленных уже существующих производств понадобятся годы, а в случае с кобальтом, сейчас речь идёт о разведывательном бурении. Строительство производственных мощностей по переработке кобальта - это вообще отдельная большая история.

Навёрстывая упущенное

Перед американским ВПК остро встаёт вопрос нехватки квалифицированных кадров, об этом писало издание Politico ещё в прошлом году на примере одного из оружейных заводов в штате Арканзас. Сейчас Пентагон выделил фирме Aerojet Rocketdyne 215,6 миллиона долларов на модернизацию мощностей по производству ракетных двигателей для противотанковых комплексов Javelin и зенитных комплексов Stinger. Однако Уэсли Кремер, руководитель фирмы Rayteon, производящей ПЗРК Stinger, рассказал, что фирма вынуждена «возвращать пенсионеров, которым за 70, чтобы научить наших новых сотрудников, как на самом деле собирать Stinger».

Для возобновления производства этих комплеков фирме приходится доставать старое «оборудование со складов и сдувать с него паутину» - сказал Уэсли Кремер. По его словам, сейчас невозможно использовать 3D-​принтеры и автоматизацию для ускорения производственного процесса, поскольку это потребует переделки всего ПЗРК и длительного процесса сертификации оружия.

В текущих условиях наблюдается перенапряжение всего американского ВПК. В США, в штате Огайо, сейчас работает единственный завод по производству танков Abrams, который принадлежит Пентагону и управляется фирмой General Dynamics. В феврале 2022 года США и Польша заключили договор на поставку 250 танков Abrams M1A2 модификации SEPv3, предполагалось, что данный контракт будет выполнен заводом за два года.

Вместо Польши танки Abrams поедут на Украину.
© flickr.com/156678404@N02
Вместо Польши танки Abrams поедут на Украину.

Однако в 2023 году заводу поручили подготовить 31 Abrams для отправки на Украину, поэтому сроки откладываются. В связи с этим министр армии США (гражданская должность) Кристина Вормут побывала с экскурсией на этом заводе и пообещала вложить в предприятие, где на данный момент трудится 800 человек, 558 миллионов долларов в течение следующих 15 лет. Тут нужно учесть, что завод, по факту, не производит танки, он лишь модернизирует уже имеющиеся в наличии корпуса Abrams, находящихся на хранении.

Во время Второй мировой войны 90% оборонных предприятий США принадлежали государству. После проведённой приватизации, уже во время Вьетнамской войны большинство предприятий оказались в частных руках. Далее этот тренд лишь усиливался, а после распада СССР нужды в большом ВПК США никто не видел.

Оставшиеся пять крупных гигантов начали зарабатывать на торговле оружием за рубеж и производстве новых уникальных дорогостоящих систем вооружения, таких, как F-35, которые сопровождаются ещё и колоссальным перерасходом средств. Всё это в ущерб обычным системам, которые раньше стояли на конвейере.

В марте этого года заместитель министра обороны США по закупкам Уильям Лапланте сказал в интервью New York Times, что США «позволили производственным линиям остыть и наблюдали, как их детали устаревают». Газета The Wall Street Journal пишет, что теперь, по оценкам руководителей Министерства обороны США, на то, чтобы обратить вспять былое сокращение производства, потребуется пять или шесть лет.

Многофункциональный истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35.
© flickr.com/egofreed
Многофункциональный истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35.

Однако для военной поддержки Украины и Тайваня этого времени у США нет. В попытке наверстать упущенное в Конгрессе США объявили о создании Технической промышленной и правительственной целевой группы, состоящей из гражданских и военных экспертов, а также отраслевых специалистов, которые будут вырабатывать рекомендации для скорейшего производства и передачи союзникам США необходимого вооружения.

Европейский ВПК уже на максимуме

В европейском ВПК складывается схожая ситуация. В 2022 году расходы на оборону в Европе выросли на 13%, до 345 миллиардов долларов, что является самым большим ростом со времён окончания холодной войны. В апреле этого года Евросовет утвердил выделение миллиарда евро из Европейского фонда мира на поставку Украине миллиона боеприпасов в течение года. В июне Совет ЕС согласовал выделение ещё 500 миллионов евро на наращивание производства.

Глава шведской дочерней компании крупнейшей оборонной фирмы Великобритании BAE Systems Томми Густафссон-​Раск заявил: «Раньше у нас было время, но не было денег. Сегодня у нас есть деньги, но нет времени». В BAE Systems резко возросший спрос на продукцию и нарушения в цепочках поставок, привели к тому, что сроки изготовления некоторых её боевых машин выросли в три раза. Это означает, что бронеавтомобиль, заказанный в 2023 году, будет изготовлен не раньше 2030 года.

Европейские страны намного сильнее США истощили свои военные запасы, поставляя вооружение Украине. Так, Франция передала половину имеющихся у неё самоходных артиллерийских установок, а Великобритания и Дания - все свои САУ.

Все британские САУ AS90 переданы ВСУ.
© flickr.com/nato
Все британские САУ AS90 переданы ВСУ.

Но Киев просит всё больше и больше оружия, начиная с артиллерийских боеприпасов, кончая системами противовоздушной обороны, а запасы союзников не безграничны. Кроме того, НАТО планировала увеличить «силы высокой готовности» c 40 тысяч до 300 тысяч человек, а это значит, что им тоже понадобится новое вооружение.

15 июня в Брюсселе проходила встреча министров обороны стран НАТО с 25 ведущими компаниями военно-​промышленного комплекса. Министры просили оборонные компании увеличить производство, но компании запросили чёткие долгосрочные планы спроса, чтобы оправдать инвестиции в новые производственные линии через 3-5 лет.

Правительства и раньше отказывались от объявленных планов, многие европейские столицы неоднократно не выполняли целевые показатели НАТО по накоплению запасов вооружений или обещанию тратить не менее 2% ВВП на оборону.

Андреа Нативи, председатель оборонного подразделения бизнес-​ассоциации ASD Europe заявил, что промышленность, которая сталкивается с нехваткой квалифицированной рабочей силы и ключевых компонентов, уже сделала всё возможное для оптимизации или расширения производства за счёт собственных инвестиций, теперь сектору нужна прозрачность в отношении того, каким будет государственный спрос в ближайшие годы.

Он добавил, что в дополнение к долгосрочным контрактам правительства могли бы также принять и другие меры, включая прямую помощь в оплате расширения производства или предоставление приоритетного доступа к электроэнергии, что сейчас очень актуально в Европе.

На встрече министров обороны стран НАТО с ведущими компаниями ВПК случился скандал.
© flickr.com/nato
На встрече министров обороны стран НАТО с ведущими компаниями ВПК случился скандал.

В итоге встреча обернулась скандалом после того, как выяснилось, что приглашение не получили французские фирмы Airbus Defence, Dassault, MBDA и Safran, американский Boeing и немецкий Diehl. В знак протеста против того, что ни одна испанская компания не была приглашена, министр обороны Испании Маргарита Роблес отказалась утвердить начало работы над планом действий НАТО по расширению военного производства.

Желание еврочиновников ускорить ВПК сталкивается с объективными препятствиями, такими как нехватка критически важных ресурсов для производства запрошенного количества боеприпасов. Мощности по производству пороха в Европе ограничены, хотя немецкая фирма Rheinmetall является крупнейшим производителем в регионе, но две её производственные площадки работают на полную мощность семь дней в неделю.

Также задержки в росте производства ВПК связаны с недостатком квалифицированной рабочей силы и бюрократическими препятствиями для получения разрешений на строительство. Некоторые банки неохотно кредитуют сектор, опасаясь, что это может бросить тень на их репутацию в свете приверженности «зелёной энергетике», и на это жалуются как представители промышленности, так и официальные лица НАТО.

Характерная ситуация

По мнению многих представителей отрасли, опрошенных Bloomberg, реальность такова, что даже при поступлении большего количества заказов, европейскому ВПК потребуются годы, чтобы соответствовать текущему спросу. Герген Йоханссон, глава подразделения Saab Dynamics, сказал, что его подразделение увеличило производство ещё в прошлом году, но дальнейшее расширение займёт два-три года. Только тогда компания сможет вернуться к срокам поставок, которые были до 2022 года.

Сборка о танков Leopard 2A4 в цехах Rheinmetall.
© globallookpress.com
Сборка о танков Leopard 2A4 в цехах Rheinmetall.

Характерна ситуация с танками Leopard, которые производит немецкая фирма Rheinmetall. Так же как и в США, фирма уже не выпускает новые танки, а лишь занимается модернизацией старых. Руководство Rheinmetall заявило, что в этом году больше не сможет поставить Украине ни одного танка Leopard. Хотя у концерна есть 22 танка Leopard 2 и около 88 Leopard 1. Однако заказа на восстановление этих танков не поступало. Rheinmetall сам не может начать такие работы, поскольку стоимость составляет несколько сотен миллионов евро. Даже если заказ поступит завтра, то поставки возможны только в начале следующего года.

Более яркого примера текущего состояния ВПК стран Запада трудно подобрать. В то же время, как сообщало в марте этого года РИА Новости, для российской армии были поставлены сотни новых Т-90М «Прорыв». В том же месяце заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев заявил, что в 2023 году Министерство обороны получит 1500 танков, а 1 июня он уточнил, что в этом году было произведено уже более 600 танков.

Исполнительный директор «Курганмашзавода» Пётр Тюков рассказал, что за первое полугодие было изготовлено 95% продукции от объёма за весь 2022 год, во втором полугодии фирма намерена нарастить выпуск боевых машин пехоты на 30%.

Танки Т-90 «Прорыв» на полигоне Южного военного округа.
© РИА Новости
Танки Т-90 «Прорыв» на полигоне Южного военного округа.

Вполне очевидно, что, несмотря на миллиардные вливания в ВПК стран Запада, он уже достиг потолка своего производства. Дальнейшее расширение производственных линий займёт годы и, при этом, нужно учитывать разворачивающуюся санкционную войну за редкоземельные металлы. У России явно есть фора, как минимум, в пару лет, чтобы достичь всех целей СВО на Украине и обеспечить свою обороноспособность.

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама