«Байрактар» для ВСУ: алаверды Эрдогана за поставку Анкаре ЗРК С-400
И не друг, и не враг, а так...
ВКС России нанесли очередной удар по авиамоторному заводу в Запорожье, где было налажено производство двигателей для беспилотников Kizilelma и Akıncı компании «Байкар», принадлежащей зятю президента Турции. Там же выпускались моторы для ударных и многоцелевых вертолётов турецкой армии.
Реакция западных СМИ была однозначной: столь оригинальным способом Москва дала понять Эрдогану своё отношение к зерновой сделке и обязательствам сторон в ней участвующих. Впрочем, не только ситуация вокруг зернового коридора стала триггером событий. Скорее, это была последняя капля, переполнившая чашу терпения Москвы. Дело в том, что ещё до специальной военной операции Турция начала открыто помогать киевскому режиму военными поставками, преимущественно - поставками беспилотных летательных аппаратов, которые после краткосрочного армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе стали хитом на мировом рынке вооружений.
Как же случилось, что в Турции, где отродясь не было серьёзной авиационной промышленности и соответствующей конструкторской школы, был создан один из наиболее известных в мире БПЛА?
Хотя сегодня компания производит и более продвинутые машины, речь, разумеется, идёт о снискавшем чуть ли не скандальную популярность «Байрактаре» ТВ2. Кто они - создатели-менеджеры, сумевшие в буквальном смысле под фанфары обеспечить «Байрактару» ТВ2 призовое место на международном рынке беспилотников, и так переполненном самыми выгодными предложениями?
Семейная хроника
Отец теперь уже всемирно известного семейства Оздемир Байрактар владел фирмой, производившей автозапчасти, а мать Канан там же служила экономистом и программистом. Дела у Оздемира шли неплохо, он даже обзавёлся небольшим самолётом, на котором вывозил сыновей, чем фактически вдохнул в совсем юные души любовь к небу. Средний сын, Сельчук, стал главным конструктором фирмы «Байкар», а его старший брат Халук - генеральным директором.
Ещё в Стамбульском техническом университете Сельчук увлёкся конструированием летающих моделей и разработкой миниатюрных радиоуправляемых аппаратов. Не без поддержки отца в 2002 году он отправился получать второе высшее образование за океан - в Пенсильванский университет, где его дипломной работой стал проект одновременного управления парой небольших БПЛА.
Защита диплома, что примечательно, прошла на американской военной авиабазе в Джорджии. Там же, в США, Сельчук познакомился с конструкцией американского БПЛА «Предейтор», получившего достаточную известность после Афганистана и Ирака. Как потом стало известно, в первую очередь молодого специалиста заинтересовало бортовое оборудование, обеспечивающее автономность полёта при отсутствии радиосвязи с наземным пунктом управления.
Кстати, Оздемир Байрактар был близко знаком с Никметтином Эрбаканом, профессором факультета механики Стамбульского университета и одновременно видным исламским националистом. Их взгляды совпадали: считали, что ускоренное индустриальное развитие страны и поддержка технических талантов необходимы ради повышения могущества Турции и расширения её влияния в мире. Именно Эрбакан познакомил семью Байрактаров с тогда ещё малоизвестным Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Как известно, турецкие власти на протяжении уже многих десятилетий ведут борьбу с Рабочей партии Курдистана (РПК), основные базы которой расположены в высокогорных районах юго-восточной Анатолии. Поэтому первый спроектированный Сельчуком Байрактаром разведывательный дрон, получивший название «Мини», сразу же оказался востребованным. К тому же конструктор взялся лично участвовать в испытаниях БПЛА, проходивших в боевых условиях, сдобренных непогодой - сильные ветры и низкая, до -30 градусов температура. Однако беспилотник, в отличие от многих импортных аналогов, не выдерживавших сложных условий, надёжно работал над горами.
Тем временем Реджеп Эрдоган, ставший президентом, с опорой на таких людей, как Эрбакан и Байрактар, заявил о необходимости осуществить в Турции «большой технологический скачок». На фоне нарастающей инфляции турецкому президенту и его окружению были жизненно необходимы яркие успехи. Было решено сделать акцент в том числе на разработку и развёртывание серийного изготовления БПЛА, поскольку инвестиции требовались относительно небольшие, а пропагандистский эффект мог ещё и компенсировать затраты.
Первые шаги
Хорошее впечатление от возможностей дрона «Мини» поспособствовало тому, что фирма Baykar Makina получила заказ на создание тяжёлого разведывательного аппарата «Байрактар» класса MALE (Medium Altitude Long Endurance - средневысотный большой продолжительности полёта), предназначенного для корректировки артиллерийского огня.
Полномасштабная разработка «Байрактара» Block 1 началась в 2007 году, и уже через пару лет опытный прототип совершил первый полёт. Спустя два года турецкое правительство выдало фирме Эрбакана контракт, состоящий из двух направлений. Первое - выпуск ограниченной партии БПЛА для разведки и патрулирования, а второе - создание ударного беспилотника, способного нести управляемые ракеты и бомбы. К работам команда Сельчука Байрактара приступила в 2011 года, а в апреле 2014 года первый БПЛА поднялся в воздух.
«Байрактар» ТВ2 - это классический БПЛА с прямым крылом большого удлинения и неубирающимся трёхстоечным шасси и боевой нагрузкой на внешней подвеске. Хвостовое оперение выполнено в форме латинской буквы «V», прикреплённому к крылу двумя хвостовыми балками, между которыми расположен поршневой мотор Rotax 912 мощностью 100 л.с. с толкающим воздушным винтом. Планер изготовлен из композитных материалов, а бортовое оборудование включает инфракрасную и электронно-оптические камеры, лазерные дальномер и целеуказатель, смонтированные на стабилизированной платформе от L3Harris WESCAM.
На пилонах под крылом аппарат может нести так называемые умные мини-боеприпасы (Smart Micro Munitions) c лазерным наведением: авиабомбы серии MAM-L массой 20-25 кг с бронебойной, термобарической или осколочно-фугасной боевой частью; ракеты MAM-C и Cirit с осколочной боевой частью от 70-мм реактивного снаряда; противотанковые ракеты UMTAS.
При взлётной массе 650 кг и размахе крыла в 12 м этот беспилотник способен нести нагрузку из двух-четырёх управляемых боеприпасов общей массой до 150 кг. При максимальной скорости до 250 км/ч и на высоте не более 8 км БПЛА хорошо заметен на экранах радиолокаторов и не является сложной целью для зенитчиков.
Как бы там ни было, турецкая пресса назвала BTB2 «одним из наиболее совершенных в мире ударных беспилотных летательных аппаратов своего класса». Почти пять лет BTB2 оставался единственным разработанным в Турции ударным беспилотником. По состоянию на январь 2019 года турецкая армия и жандармерия располагали 75 единицами ВТВ2, на май 2020 год - 107 единиц, а сегодня парк этих БПЛА насчитывает уже более полутора сотен машин.
«Байрактары» VS «Панцирь»
Первое боевое применение ВТВ2 против отрядов РПК состоялось в апреле 2016 года, когда в результате ударов были уничтожены не менее двадцати руководителей курдских повстанцев. Турецкие БПЛА летали на высотах, исключавших их поражение из крупнокалиберных пулемётов, а переносные ЗРК типа «Стингер» или «Игла» были совершенно неэффективны из-за небольшого теплового контраста беспилотников на фоне неба.
В мае того же года Сельчук Байрактар женился на младшей дочери Эрдогана Сумийе. Кстати, выпускнице университета в Индиане, что значительно укрепило позиции фирмы Baykar Makina на рынке производства БПЛА, который контролировали США. В свою очередь турецкие СМИ принялись всячески превозносить ВТВ2, приписывая ему свойства чуть ли не супероружия.
Но вскоре «Байрактарам» пришлось столкнуться с серьёзным противодействием со стороны русских зенитных комплексов. Первая потеря ВТВ2 датируется маем 2017 года, это когда «Байрактар» ТВ2, выполнявший разведывательный полёт вблизи российской авиабазы Хмеймим в Сирии, был сбит огнём ЗРПК «Панцирь-С1». За следующие четыре года турки потеряли в Сирии около двух десятков этих БПЛА, хотя не без их помощи удалось сорвать контрнаступление сирийских войск в Идлибе.
Летом 2019 года «Байрактары» были применены в Ливии вооружёнными силами прозападного Правительства национального согласия (ПНС) в боях со сторонниками маршала Хафтара, у которого имелись на вооружении китайские разведывательно-ударные БПЛА типа WLII. Доставив в Ливию около сорока ВТВ2, закупленных на средства Катара, турецкие военные (а именно они управляли беспилотниками) сумели сорвать наступление Хафтара на Триполи, но при этом потеряли до половины своих аппаратов. Тогда же западные СМИ с нескрываемым удовлетворением публиковали снимки ЗРПК «Панцирь», ставших добычей «Байрактаров» после того, как был израсходован весь боекомплект.
Грамотно использовав преимущества турецких БПЛА, азербайджанские военные осенью 2020 года сумели нанести серьёзное поражение армянским войскам в Нагорном Карабахе. По данным Баку, в ходе полуторамесячных боевых действий с помощью «Байрактаров» было уничтожено примерно 290 единиц бронетехники и 182 артиллерийских орудия. Армянская армия, располагавшая современными средствами ПВО и РЭБ, не сумела ими эффективно распорядиться.
На начальном этапе СВО турецкие «Байрактары» (в 2020-2021 гг. Украина получила до 70 этих машин) в ряде случаев успешно атаковали колонны российских войск, однако из-за больших потерь их применение вскоре стало эпизодическим. Выяснилось, что БПЛА класса MALE со скоростью полёта порядка 150 км/ч (как у самолётов периода Первой мировой войны и с такими же размерами) являются прекрасными мишенями для современных ЗРК, обладающих высокой помехоустойчивостью и включённых в единую систему ПВО района.
«Рейдер» по-турецки
В 2018 году компания Baykar Makina приступила к разработке более крупного БПЛА, способного нести на внешней подвеске боевую нагрузку порядка полутора тонн - как средний бомбардировщик периода Второй мировой войны. Аппарат, получивший название «Акынджы» («Рейдер» по-турецки), при длине фюзеляжа 12,3 м и размахе крыла 20 м, с максимальной взлётной массой 6000 кг и крейсерской скоростью 280 км/ч, способен подниматься на высоту свыше 12 км и имеет вполне приличную дальность полёта - 6000 км.
В качестве двигателя для «Рейдера» Селчук Байрактар первоначально выбрал украинский турбовинтовой АИ-450Т со взлётной мощностью 450 л.с. Первый опытный БПЛА с такими моторами поднялся в небо в декабре 2019 года, а с 2021 года начался серийный выпуск «Рейдеров» в варианте «Акынджы-А».
Увеличение взлётной массы на порядок по сравнению с ВТВ2 помогло улучшить лётные данные, нарастить полезную нагрузку до полутора тонн и разместить на борту прицельно-навигационный комплекс, включающий РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Решение задач пилотирования, навигации и боевого применения обеспечивают три бортовых компьютера и два вычислителя с элементами искусственного интеллекта, управляющие оружием и силовой установкой. «Акынджы», оснащённый аппаратурой радиотехнической разведки и РЭБ, располагает также системой спутниковой связи с наземным командным пунктом, а под фюзеляжем несёт оптико-электронную обзорно-прицельную систему CATS.
Официальная церемония передачи армии Турции первых трёх «Акынджы-А» состоялась 29 августа 2021 года. Затем построили ещё три БПЛА с украинскими моторами, но для полного раскрытия возможностей БПЛА было решено заменить их на более мощные канадские двигатели PT6A-135A. Так появился вариант «Акынджы-В», первый опытный образец которого поднялся в воздух 2 марта 2022 года.
При испытаниях модифицированный «Рейдер» продемонстрировал продолжительность полёта в двадцать с половиной часов на крейсерской высоте порядка 13,7 км. Начиная с седьмого БПЛА этой серии все последующие «Рейдеры» оснащались уже двигателями PT6A-135A. В том же году с беспилотника «Акынджы-В» был выполнен успешный запуск первой турецкой сверхзвуковой ракеты Roketsan TRG-230-IHA класса «воздух-земля», уничтожившей цель на расстоянии более 100 км. А несколько месяцев спустя беспилотник с высокой точностью сбросил на заданную цель 454-кг американскую авиабомбу Mk83, оснащённую турецким комплектом спутникового наведения.
Кроме того, в арсенале «Акынджи-В» имеется выпускаемая компанией Roketsan крылатая ракета SOM-J с турбореактивным двигателем, обеспечивающим высокую дозвуковую скорость полёта, инерциально-спутниковой системой навигации, коррекцией по рельефу местности и тепловизионной системой конечного наведения. Ракета имеет стартовую массу около 540 кг (при боевой части массой 140 кг) и дальность полёта до 275 км.
Сегодня в разработке у турецких фирм имеются ещё около десятка типов управляемых средств поражения класса «воздух-поверхность».
К началу 2023 года 341-я эскадрилья БПЛА турецких ВВС располагала шестью серийными «Акынджы-В», восемь получила турецкая армия и ещё один - национальное разведывательное управление Турции. Беспилотники этого типа уже применялись в Сирии, в том числе против подразделений ЧВК «Вагнер».
О заключении первого экспортного соглашения по БПЛА «Акынджы» в компании Baykar сообщили ещё 23 января 2022 года, а 2 марта того же года было объявлено о второй такой же сделке, где в числе покупателей были названы Пакистан и Кыргызстан. По этому поводу глава госкомитета нацбезопасности Кыргызстана Камчыбек Ташиев на своей странице в соцсетях написал: «Акынджы» наши! Спасибо братскому народу».
Пройдёт ещё некоторое время, и 20 июля 2023 года будет заключена сделка о поставках этих БПЛА в Саудовскую Аравию. При этом турки с гордостью заявляют, что всё оборудование и вооружение для «Акынджы-В» разработано и производится национальными фирмами.
Реактивное «Красное яблоко»
Новейший турецкий реактивный боевой беспилотник Kızılelma («Кызылэльма», в переводе с турецкого - «Красное яблоко) впервые поднялся в воздух 14 декабря 2022 года. Его разработка проводилась компанией Baykar в рамках программы MIUS (Muharip İnsansız Uçak Sistemi - «Боевая беспилотная авиационная система»).
Планер беспилотника, выполненный из композитных материалов по схеме «утка», имеет трапециевидное крыло и цельноповоротное переднее горизонтальное оперение. Вертикальное оперение двухкилевое с развалом около 30° от вертикали. Длина аппарата составляет 14,7 м, размах крыла - 10 м, высота - 3,3 м, а максимальная взлётная масса - 6000 кг. В качестве силовой установки служит двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25ТЛТ, который является адаптированным вариантом серийного АИ-25ТЛ с тягой 1720 кгс, более полувека используемого на чешских учебно-тренировочных самолётах L-39.
По данным компании Baykar, «Кызылэльма» способен совершать крейсерский полёт с со скоростью 640 км/ч, а его практический потолок составляет 13,7 км. Радиус действия БПЛА оценивается разработчиком более чем в 900 км, а максимальная продолжительность полёта - в 5 часов.
Особенностями «Красного яблока», по заявлениям разработчика, являются малая заметность для РЛС, способность обмена данными с оператором за пределами прямой видимости и возможность базирования на коротких взлётно-посадочных полосах, включая полётную палубу десантных кораблей. В состав бортового оборудования входит РЛС с АФАР, оптико-электронная обзорно-прицельная система, а также подвесные контейнеры РЭБ и радиотехнической разведки. БПЛА способен нести разнообразную боевую нагрузку общей массой до 1500 кг, причём в состав вооружения планируется включить крылатые ракеты, ракеты классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», корректируемые авиабомбы разных калибров, а также неуправляемые ракеты и другие боеприпасы, которые могут крепиться под крылом и во внутренних отсеках фюзеляжа.
Технический директор Baykar заявил, что в дальнейшем предполагается создание сверхзвуковой версии «Кызылэльма-В», которая по договору с украинской фирмой «Ивченко-Прогресс» будет оснащаться двухконтурным турбореактивным двигателем АИ-322Ф с форсажной камерой, применяющимся на российском учебно-боевом самолёте Як-130.
Выпуск этих моторов планировалось осуществлять в рамках совместного турецко-украинского предприятия Black Sea Shield, однако после ударов российскими ВВС по авиационному заводу в Запорожье их поставка для турецких БПЛА представляется маловероятной.
Заказчиками БПЛА «Кызылэльма-B» выступали совместно ВВС и ВМС Турции. В морской авиации эти летательные аппараты планируют эксплуатировать с новейшего универсального десантного корабля (УДК) «Анадолу», который должен войти в состав флота в этом году. Сельчук Байрактар заявил, что в отличие от других БПЛА этот беспилотник будет взлетать без помощи катапульты и садиться на корабль с помощью тормозного гака - специального крюка для зацепки троса при посадке на палубу.
Куда целится «Староосманский лучник»?
Весной этого года компания Baykar на выставке Teknofest, кроме беспилотников, официально представила также и новую, специально разработанную для своих БПЛА, миниатюрную авиационную крылатую ракету Bayraktar Kemankes (в переводе - «Староосманский лучник»). Утверждается, что оснащённая малогабаритным турбореактивным двигателем, ракета имеет невероятно малую стартовую массу 30 кг при массе боевой части в 6 кг. Длина - около 1,73 м, размах раскладывающегося крыла - 1,25 м. При этом «Кеманкес» якобы имеет дальность действия более 200 км и продолжительность барражирования до одного часа.
Одной из главных задач этой ракеты разработчики называют поражение средств ПВО. Невероятно высокими заявляются и другие характеристики «староосманского лучника» - максимальная скорость которого якобы составляет 720 км/ч при потолке до 6000 м. Ракета оснащена электронно-оптической системой с телекамерой 36-кратного увеличения, совмещённой с лазерным дальномером и двухсторонним каналом передачи данных. Эффективная дальность управления составляет 50 км с планами её увеличения до 100 км.
Серийное производство ракеты планируется организовать уже в следующем году, а к тому времени, как сообщается, Baykar разработает более тяжёлые варианты «Кеманкес», в том числе с наземным стартом. И можно даже не сомневаться, в чью сторону будет целиться «Староосманский лучник»…
Ракетным ударом по цехам авиамоторного завода «Ивченко-Прогресс» Россия как бы изящно напомнила Турции, что «партнёры» не должны играть на стороне противника. Но, по всей видимости, у Анкары своя игра... В интервью британской телевещательной корпорации BBC, отвечая на вопрос о возможности продажи БПЛА в Россию, гендиректор «Байкара» Халук Байрактар прямым текстом заявил, что его фирма «полностью на стороне Украины, и ничто не затмит сотрудничество с ней», какую бы сумму ни предложила российская сторона за БПЛА фирмы: «Деньги не являются для нас приоритетом. Материальные ресурсы никогда не были целью в нашем бизнесе. С Украиной наша дружба и сотрудничество длятся уже много лет».
Откровенно говоря, враждебная по отношению к России позиция близкого к Эрдогану предпринимателя вызывает массу непростых вопросов. Например, почему мы в известной степени за свой счёт строим на территории Турции АЭС «Аккую», поставляем Анкаре ЗРК С-400, и собираем там газовый хаб, а турецкие беспилотники при этом наносят удары по нашим позициям в зоне специальной военной операции на Украине?
Вот кто ответит?