«Запад-2025»: если что, дорогу на Калининград проложит «Орешник»

Русская баллистическая «матрёшка»
На 12-16 сентября намечены совместные стратегические российско-белорусские учения «Запад-2025». Войсковые манёвры этой серии давно стали традиционными - Москва и Минск проводят такие «мероприятия» с четырёхлетним временным интервалом, начиная с 2009 года.
Но судя по уже обнародованному сценарию предстоящие учения определённо будут выглядеть совершенно по-особенному. Главным их эпизодом впервые станет совместная отработка союзниками на западном направлении порядка применения по противнику новейших высокоточных российских баллистических ракет средней дальности комплекса «Орешник».
Любая из этих ракет, кстати, менее года назад принятых на вооружение Ракетных войск стратегического назначения, чем-то напоминает матрёшку. Возможно, потому, что в её головной части, по некоторым оценкам, шесть разделяющихся боеголовок с индивидуальным наведением. А внутри каждой боеголовки - ещё по шесть суббоеприпасов, которые могут быть как в ядерном, так и в обычном снаряжении. Ничего подобного нет больше ни у кого в мире.
О том, что на учениях «Запад-2025» дело без «Орешника» не обойдётся, 13 августа заявил глава Минобороны Белоруссии Виктор Хренин. По его словам, участвующие в манёврах штабы намерены на практике отработать «планирование применения комплекса «Орешник».
«Мы видим обстановку на наших западных, северных границах и не можем спокойно наблюдать за милитаризацией и военной активностью (потенциального противника. - Авт.). Мы демонстрируем свою открытость, миролюбие, но порох всегда надо держать сухим», - отметил Хренов.
Наш ответ Донахью
Ради чего Москве и Минску потребовалась столь грозная демонстрация возможностей? Чтобы понять это, нельзя не вспомнить, что всего месяц назад, в середине июля, командующий американской армией в Европе и Африке генерал Кристофер Донахью с чего-то вдруг разгласил военную тайну Североатлантического альянса: объявил, что в НАТО, оказывается, завершена разработка плана «подавления обороны РФ в Калининградской области». Мистер Донахью уверен, что армия США и её союзники в состоянии «стереть её (русскую оборону, костяк которой составляет наша 11-я общевойсковая армия и Балтийский флот. - Авт.) с лица земли в неслыханные сроки - быстрее, чем когда-либо».

В наиболее жёсткой форме ответ Москвы на этот выпад прозвучал 11 августа. Это когда замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков в эфире телеканала «Россия 24» предупредил: «Калининградская область - неотъемлемая и никоим образом не подлежащая никакому обсуждению в данном контексте часть нашей страны. И всеми необходимыми средствами мы будем обеспечивать её безопасность».
Какими именно средствами? Сразу отбросим вариант с применением сторонами тактического ядерного оружия, потому что на сегодня это явный и последний «довод любого короля». Такой «аргумент», если и будет использован в ходе борьбы за Калининград, то, что очевидно, исключительно в ситуации, когда иного выхода у Москвы или у её противников не останется.
Остановимся на использовании только обычных вооружений. Тем более всем понятно: в натовском секретном плане, если такой и впрямь недавно разработан Брюсселем, тоже наверняка речь идёт именно о безъядерном варианте. Хочется надеяться, что и там никто не горит желанием вычислять, сколько десятилетий потребуется, чтобы нынешняя сытая и самодовольная Европа, превращённая в ходе атомной битвы в радиоактивную пустыню, снова оказалась пригодной для жизни.
Но прежде отметим, что западные эксперты и политики давно называют географически оторванный от России и со всех сторон окружённый недружественными государствами Калининград «непотопляемым русским авианосцем» в центре континента. И считают его критически важным узлом военно-политических проблем в вероятном вооружённом конфликте Москвы и Североатлантического альянса.
Поэтому в НАТО совершенно открыто в нынешнее условно мирное время готовятся силой вырвать эту болезненную «занозу» из тела альянса. Причём «занозу», буквально нависшую над восточным флангом объединённых войск западных союзников и превратившуюся в мощный и сильно укреплённый плацдарм для потенциально русского контрнаступления в случае начала большой войны.
Ради этого все последние годы Запад и проводит планомерную и предельно возможную милитаризацию всего 540-километрового периметра границ Калининградской области, в том числе и морской их части. Поскольку одна из частей плана разгрома России в этих краях, про который упомянул американский генерал Донахью, несомненно включает организацию предварительной и полной блокады нашего крайне уязвимого с военной точки зрения анклава со стороны Балтики.

Это следует хотя бы из того факта, что на всём долгом пути из Кронштадта в Балтийск (а только эти две военно-морские базы, отделённые одна от другой более чем на 800 километров, и остались в распоряжении России на этом море) Польша, Швеция, Финляндия и прибалты уже установили уйму разнокалиберных противокорабельных ракетных комплексов (типов NSM, RBS-15 Mk3 и Gabriel-V) и высокоточных ракетных систем HIMARS, которыми запросто можно простреливать все нейтральные пока ещё воды от южных берегов этого моря до северных. Причём с такой плотностью, что и мышь не проскочит.
А для надёжности будущей морской блокады в последние годы финны, поляки, датчане, эстонцы и шведы начали согласованно отрабатывать и густые минные постановки на выходе из нашего Балтийска и из Финского залива. Для чего, например, Эстония приобрела у Финляндии ещё в 2021 году партию весьма совершенных морских мин. Ни объёмы поставок, ни общая стоимость контракта до сих пор не разглашены. Однако эстонские военные рассказали, что речь идёт об «умных» минах, которые не требуют непосредственного контакта с подводным или надводным объектом, а подрывают его дистанционно.
По словам тогдашнего главы эстонских ВМС Юри Саска, возможное минирование акватории Балтики - это, мол, всего лишь «средство сдерживания вероятного противника». То есть России. В общем, предвоенная, по сути, картина для нас на этом море вырисовывается крайне печальная.
И даже, можно подумать, почти безысходная, поскольку в военно-техническом смысле в случае начала масштабных боевых действий в этих широтах шансов предотвратить морскую блокаду Калининградской области у Москвы практически не наблюдается.
Но и бросать на произвол судьбы в полном вражеском окружении более миллиона соотечественников, населяющих анклав, а также главную базу Балтфлота, целую 11-ю общевойсковую армию и 44-ю дивизию ПВО, оснащённую мобильными комплексами С-400 и С-300В4, никто не имеет права. Потому что если война в Европе грянет именно по такому сценарию, им что же, выходить навстречу наступающим войскам НАТО с поднятыми руками?
Сувалкский коридор
Как же быть? Вероятно, выход единственный: с началом боевых действий сходящимися массированными ударами наших сухопутных соединений во взаимодействии с боевой авиацией, флотом и ракетными войсками с территории попавшего в беду анклава и с земли союзной Белоруссии решительно и быстро прорубать брешь в так называемом Сувалкском коридоре. Речь идёт о малонаселённой территории на границе Польши и Литвы, поросшей густым лесом и практически лишённой дорог. Эта сравнительно узкая полоса земли, на протяжении всего 65 километров, разделяет союзную нам Белоруссию и Калининградскую область.

Если разобраться, то 65 километров по времени - это всего сутки или двое для встречных прорывов танковых колонн. Ну, возможно, немного больше, если придётся одновременно с началом контрудара с помощью инженерных машин прокладывать наступающим российским и белорусским войскам колонные пути сквозь непролазную лесную чащу в Роминтенской пуще и через минные поля.
Кстати, местные жители по ту сторону границы уже осознали угрозы своей безопасности. И с минувшей весны, как в мае написала германская газета Bild, они массово уезжают на запад, опасаясь, что эти земли могут стать ареной ожесточённого сражения между русскими и белорусами и объединёнными силами Запада. А освобождающуюся от мирных граждан территорию активно занимают всё новые и новые части и соединения НАТО.
С мая 2025 года в тамошнем литовском приграничье явно неслучайно начала разворачиваться на постоянной основе германская 45-я бронетанковая бригада, ставшая первой боевой частью бундесвера, развёрнутой за рубежами Германии после Второй мировой войны. Конкретно - на полигоне Руднинкай, в 30 километрах от границы с Белоруссией. В перспективе здесь окажутся до 5 тысяч немецких танкистов на боевых машинах Leopard 2A7 и на машинах пехоты Puma.
Кроме того, в подчинение 45-й бригаде, костяк которой составили 203-й танковый батальон из Аугустдорфа (Северный Рейн-Вестфалия) и 122-й танково-гренадёрский батальон из Обервихтаха (Бавария), передаётся многонациональный батальон НАТО (известный ещё и как многонациональная батальонная боевая группа «Литва»), с 2017 года дислоцированный в республике.

Всё с той же целью - усиления обороны Сувалкского коридора Польша неподалёку от границ с Белоруссией к 2017 году уже сформировала 18-ю механизированную дивизию с тяжёлыми танками Abrams в достаточно современной модификации M1A2 SEPv3. Явно авансом и ради укрепления боевого духа этого соединения дивизия заранее прозвана Варшавой «Железной». Непосредственно в районе Сувалки развёрнута и 15-я механизированная бригада 16-й Померанской механизированной дивизии «Король Казимир Ягеллончик» Войска Польского.
Там же Варшава спешно восстанавливает расформированные было несколько лет назад 14-й Сувалкский полк противотанковой артиллерии и отдельный сапёрный батальон со штабом в Августове. А также с 2023 года - и 1-ю пехотную дивизию легиона «Юзеф Пилсудский» со штабом в Цеханове.
В случае, если и боевого потенциала всей этой армады окажется недостаточно для отражения русского контрудара через Сувалкский коридор, на помощь перечисленным гарнизонам готовы прийти и американцы. Их гарнизон U.S. Army Garrison Poland, численностью в 10 тысяч солдат и офицеров, давно обосновался в Познани, в военном лагере имени Костюшко.
Словом, силы потенциальный противник сосредотачивает на этом направлении весьма серьёзные. Потому что уверен: Сувалкский коридор в случае начала войны с Россией станет ключевой точкой в неизбежной в таком случае ожесточённой борьбе за Калининград.
А как обстоят дела у нас и белорусов? Мы тоже готовимся к чему-то значимому. Вероятно, важной вехой на этом пути станут совместные стратегические учения вооружённых сил Белоруссии и России «Запад-2025», запланированные на 12-16 сентября 2025 года. И противная сторона, естественно, заранее присматривается к ним во всех смыслах с большим подозрением.
Не приходится сомневаться, что отработка вариантов проламывания боевой силой логистического коридора из Белоруссии в Калининградскую область и станет одной из главных целей предстоящих манёвров. В нынешних военно-политических условиях это решение выглядит логичным и своевременным.
Чего теперь стесняться?
Можно не сомневаться, что так оно и будет на самом деле. Хотя и Москва, и Минск на словах пытаются дезавуировать такого рода предположения. Вероятно, чтобы не давать дополнительных козырей западным пропагандистам, которые и без того воем воют по поводу наших предстоящих совместных манёвров. Правда, временами такая предосторожность, на мой взгляд, несколько странновата. Впрочем, судите сами.

На днях помощник министра обороны Белоруссии, глава департамента международного военного сотрудничества этого ведомства генерал-майор Валерий Ревенко основные задачи, поставленные союзным войскам на учениях «Запад-2025», перечислил в следующем порядке:
- отражение ударов средств воздушного нападения противника;
- ведение оборонительного боя с последующим разгромом вклинившегося в оборону противника и созданием условий для восстановления территориальной целостности государства;
- авиационная поддержка действий войск;
- борьба с незаконными вооружёнными формированиями и диверсионно-разведывательными группами противника.
Как видите, и намёка нет на отработку порядка и способов решительного наступления ради деблокирования Калининграда. Более того, в этом списке нет причин, по которым были бы нужны удары «Орешником» по противнику с территории Белоруссии.
Не странно ли? И не напоминает ли ту многолетнюю условную «борьбу с разного рода террористическими формированиями», навыки которой мы (ясно, что исключительно ради успокоения Запада!) якобы только и обретали на разного рода манёврах в двухтысячные годы? В том числе даже с применением стратегической авиации и атомных подводных ракетных крейсеров... Но сегодня-то, когда все маски противником сброшены, когда Запад открыто объявляет о планах стереть нашу оборону под Калининградом «с лица земли в неслыханные сроки», зачем снова прятать головы в песок и играть в политический инфантилизм?
Давайте мы тоже будем говорить прямо: «Запад-2025» - это наша подготовка к самым решительным действиям наступательного характера в случае, если НАТО от обещаний блокады нашего анклава перейдёт к прямому военно-политическому злодейству. В ответ, как говорится, бить будем аккуратно, но больно. Всем, что имеем: «Полонезами», «Искандерами», «Калибрами».

В том числе и «Орешником». Кстати, ставшим знаменитым на весь мир после, как теперь выясняется, испытательного удара (в неядерном исполнении) по важнейшим промышленным предприятиям в украинском городе Днепр (бывший Днепропетровск). Как говорится, для противника ничего не жалко.