Автоматизация управления войсками - каждый солдат должен знать свой манёвр
Автоматизированная система управления войсками (АСУВ) чисто советско-российское детище. Причины принятия таких систем я изложил в статье «Все инфопути к победе ведут в Национальный центр управления обороной», но не объяснил почему же именно АСУВ идёт впереди планеты всей. Основное отличие АСУВ от технологий ИИ состоит в том, что в нашей автоматизации управления человек принимает решение на основе собранной и обработанной информации - это во-первых, и во-вторых роботизированные системы вооружения находятся под контролем человека, и только человек принимает решение на поражение цели.
Зарубежные технологии ИИ пытаются создать универсального солдата - автономную боевую машину, которая самостоятельно будет оценивать боевую обстановку и в зависимости от неё, а не от человека, применит оружие. На основе этой базисной идеи и созданы концепции «роя дронов», «сетецентрических войн» и «многодоменной битвы». Однако на практике выясняется следующее - то, что хорошо работает на полигонах, в реальных боевых действиях оказывается не жизнеспособным.
Делать аналитику просчётов в технологии ИИ для вероятного противника я не буду. Лучше попытаюсь объяснить почему же наши системы АСУВ более эффективны на поле боя. К слову сказать, большинство таких систем родов и видов войск российской армии прошли обкатку в реальных боевых действиях в Сирии.
Объяснение в стиле «как это работает» проведу на конкретных примерах средств вооружения, которые приняты на вооружение нашей армией.
КРУС «Стрелец» - в бою молодец
Комплекс разведки, управления и связи (КРУС) «Стрелец» получил путёвку в жизнь задолго до событий в Сирии. В его рождении приняли участие несколько предприятий и организаций военно-промышленного комплекса России, работающие в области радиоэлектронных систем. Первоначальный образец КРУС «Стрелец» поступил в войска в 2007 году для прохождения опытной войсковой эксплуатации, по итогам которой разведподразделения Сухопутных войск составили перечень замечаний к его работе. На их основе произошла доработка комплекса и его модернизация, после которой он получил название «Стрелец-М».
После этого КРУС «Стрелец-М» пошёл в серийное производство и начал поступать войска в качестве дополнения к боевой экипировке «Ратник». Комплекс обеспечивал каждого военнослужащего системой голосовой и цифровой связи внутри подразделения, системой определения местоположения и обеспечения движения по маршруту, работающую с системами спутниковой и автономной навигации. Дальность связи между отдельными военнослужащими составляла 1,5 км.
Помимо этого, командир подразделения получил пульт (персональный компьютер командира), в котором на фоне электронной карты местности (ЭКМ) он мог не только видеть местоположение своих подчинённых, но и осуществлять дистанционное управление их действиями посредством передачи команд через речевую связь или через формализованные сообщения в цифровом виде.
Естественно, КРУС оказал влияние на тактические приёмы отделений, взводов и рот, которые стали выполнять поставленные задачи более чётко и слаженно. Фактически после его появления был реализован завет генералиссимуса Александра Васильевича Суворова из его «Науки побеждать» - каждый солдат должен знать свой манёвр!
Динамика развития современного общевойскового боя, во время которого появляются новые виды вооружения и военной техники заставили продолжить модернизацию КРУС «Стрелец». Нынешняя версия, входящая в экипировку «Ратник-2», получила ряд дополнений, благодаря которым он стал универсальным комплексом используемым не только в армейской разведке, но и штатным комплексом всех подразделений Сухопутных войск и спецгрупп Сил специальных операций (ССО).
Универсальность КРУС «Стрелец» обеспечивает выполнение следующих задач:
- Автоматизированное управление штатными и приданными подразделениями и оружием, эффективное использование средств огневого поражения, информационное обеспечение принимаемых решений как в мирное время, так и на всех этапах подготовки и ведения боевых действий.
- Определение координат целей, получение их цифровых фотографий и отображение их на фоне ЭКМ.
- Подготовка и обмен документами боевого управления, обмен данными с вышестоящим звеном управления.
- Подготовка и выдача данных целеуказания для ударной авиации и артиллерии.
- Мониторинг состояния военнослужащих, автоматизированный поиск раненых.
Я перечислил только основные задачи, на основании которых можно оценить возможности КРУС «Стрелец», которые делают каждого бойца первоначальной боевой информационной единицей большой АСУВ, способной работать с боевой информацией как в интересах собственного подразделения, получая установки и поправки для стрелкового оружия, так и в интересах других подразделений (авиации, артиллерии) - передавая высокоточную информацию целеуказания для огневых средств поражения. При этом то, что видит отдельный боец оснащённый КРУС, может видеть и военачальник, находящийся за сотни и тысячи километров от места боевых действий.
Характерным примером работы комплекса является выполнение боевых задач подразделениями ССО в Сирийской арабской республике. Разведгруппы ССО совершая рейды по тылам бандформирований обеспечили надёжную передачу данных об объектах противника. При этом работали цепочки связи «военнослужащий - беспилотник-разведчик - ударный авиационный комплекс» и «военнослужащий - ударный авиационный комплекс». Благодаря такой слаженной работе нашим ВКС удалось эффективно разгромить не только всю военную инфраструктуру бандформирований, но и полностью уничтожить военную технику, опорные пункты и укрепрайоны террористов.
Все знают подвиг 16 военнослужащих ССО, которые в течение суток отбивали атаку 300 боевиков. Естественно, и тут без КРУС «Стрелец» не обошлось - огневая и медицинская помощь подоспела вовремя, и враг был разбит.
Су-57 - синтез человека и автоматики
Появление в России самолёта пятого поколения Су-57 вызвало неоднозначную реакцию зарубежных экспертов. Споры о том является ли он самолётом пятого поколения уже сходят на нет. При этом предметом дискуссий был перечень признаков, который придумали американские эксперты для однозначного определения лётно-технических характеристик летательного аппарата, которые могли отнести бы его к пятому поколению.
Требования, которые решают судьбу самолёта:
- малая заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах (stealth);
- высокая манёвренность, включая возможность взлёта с коротким разбегом;
- передовая авионика;
- многофункциональность - возможность поражать воздушные, наземные и надводные цели;
- сетецентричность, то есть интеграция в единую боевую сеть (концепция «боевого облака»).
Обращу ваше внимание на последнюю характеристику - сетецентричность, которая делает самолёт информационной ячейкой «боевого облака», являющегося частью информационной системы JEDI (Joint Enterprise Defense Infrastructure, или Объединённая система оборонной инфраструктуры). Естественно, американские «джедаи» в эту систему интегрировали технологию ИИ в надежде, что она, самообучаясь, сама всё решит и наладит боевую работу американской армии. Однако информационные сбои и бюрократические проволочки не позволяют JEDI поставить на боевое дежурство. Видимо поэтому F-35 никак не может проявить свою реальную сетецентричность, которую показывают в видеороликах доверчивым зрителям на международных военно-технических выставках и в фильмах Голливуда.
Наш самолёт пятого поколения начал становиться на крыло, когда Национальный центр управления обороной уже заступил на круглосуточное боевое дежурство. Поэтому его комплекс бортового электронного оборудования и комплекс авиационного вооружения создавался для взаимодействия с АСУВ различных родов войск. Интегрируясь в контуры АСУВ, самолёт становился информационной единицей боевого управления, которая способна передавать и принимать данные в едином информационном пространстве по защищённым каналам связи.
Хотел бы акцентировать внимание на том, что Су-57 оснащён принципиально новым комплексом бортового оборудования, выполняющего функцию «второго пилота». Этот электронный «второй пилот» обеспечивает функцию так называемой гипотезной обработки информации обзорно-прицельных систем, обеспечивает интеллектуальную поддержку лётчика при решении задач боевого применения в критически сложных условиях современного воздушного боя. Это в значительной степени снижает нагрузку на пилота и позволяет ему концентрироваться на выполнении тактических боевых задач.
Как известно, на борту Су-57 установлено несколько РЛС, которые позволяют лётчику видеть окружающую боевую обстановку в радиолокационной сфере вокруг самолёта. Благодаря такой компоновке Су-57 обладает возможностью всенаправленного (полносферного) многоканального видения, обеспечивающего применение современного и перспективного авиационного вооружения. За оборону самолёта отвечает бортовой комплекс обороны и аппаратура РЭБ, которые эффективно отражают атаки существующих и перспективных зенитных ракет и управляемых ракет класса «воздух-воздух».
Согласитесь, управлять всеми этими системами лётчику во время интенсивного воздушного боя достаточно сложно. Поэтому на Су-57 обеспечена автоматизация и высокая интеллектуализация процессов боевого применения, функциональное управление которыми и взял на себя «второй пилот». Благодаря ему обеспечивается информационное взаимодействие с другими средствами вооружения участвующими в современном общевойсковом бою - с самолётами и вертолётами, с наземными комплексами ПВО и РЭБ, станциями радиотехнической разведки, с кораблями ВМФ России и т.д.
Чем ценно такое взаимодействие? Объясню на основе стратегий, которые приняты армией США в качестве рабочих. В них средствам воздушного нападения (СВН), таким как самолёты тактической и стратегической авиации, а также крылатым ракетам воздушного, наземного и морского базирования, отводится ключевая роль по уничтожению эшелонированной обороны противника или так называемой зоны A2/AD. При этом, например, уничтожение эшелонированной системы ПВО рассматривается как совместная операция J-SEAD (joint suppression of enemy air defenses), в которой будут участвовать подразделения ВВС, ВМФ и сухопутных войск. В результате в одном массированном налёте может участвовать несколько сотен или тысяч СВН.
Поэтому информационное взаимодействие Су-57 с другими участниками обороны обеспечивает распределение целей, атакующих СВН противника, между авиационными, наземными и морскими комплексами обороны. Эскадрильи Су-57 и фронтовой авиации будут работать по своим целям, а все остальные по оставшимся - одновременно выполняя общую задачу по максимально возможному уничтожению СВН противника.
АСУВ - основа обороны России
Я рассказал только о двух частных элементах, с которыми работают российские АСУВ. Помимо них во всех видах и родах войск большинство средств вооружения и военной техники интегрированы в свои АСУВ и тоже являются боевыми информационными единицами участвующими в решении задач как в мирное, так и в военное время.
Они добывают, обрабатывают и передают боевую информацию по защищённым каналам связи в центры управления АСУВ, получая взамен данные для выполнения учебных и боевых задач. Таким образом формируется динамическая и детализированная картина обстановки около наших границ в мирное время и в угрожаемый период, а также масштабируемая карта боевых действий в реальном масштабе времени, позволяющая военачальникам принимать решения и гибко применять тактические и оперативно-тактические приёмы, изменяющие ход военных операций в пользу нашей армии.