Вся власть Евросоюза - Макрону!
Для президента Французской Республики Эмманюэля Макрона ситуация складывается более чем удачно: «эпоха Меркель» завершилась, а канцлер Олаф Шольц ещё не заработал авторитет общеевропейского уровня. К тому же в коалиционном германском правительстве, состоящем из СДПГ (у социал-демократов шесть министерских портфелей, в том числе канцлер), партии «зелёные» (пять министров) и Свободно-демократической партии (четыре министра), процесс консолидации, иными словами, притирки, далёк от завершения.
Немецкий семафор
Кстати, нынешнюю немецкую коалицию, из-за расцветки партийных флагов - красный, зелёный, жёлтый, уже прозвали «семафором». При этом буквально все члены новообразованного правительства ФРГ, и не по одному разу, ухитрились отметиться достаточно противоречивыми заявлениями. В результате складывается впечатление, что найти общий язык у них получится не сразу. Например, в соседствующих Нидерландах на такую же процедуру ушло девять месяцев, но голландским министрам и не снились проблемы, с которыми столкнулись бундесуправленцы. И первым камнем преткновения стал вопрос «энергетической безопасности» - проще говоря, проблема сертификации газопровода «Северный поток-2» (СП-2).
Кто уже помнит, Ангела Меркель, хоть и поглядывала в сторону США, вполне уверенно заявляла, что дешёвый русский газ пойдёт на пользу не только индустриальной Германии, но и всей европейской экономике. Вот и Олаф Шольц пока что и словом не обмолвился против газопровода, но такой же убеждённости в его заявлениях уже не чувствуется.
Зато вице-канцлер ФРГ, он же министр экономики и представитель партии «зелёных», Роберт Хабек сразу же заявил, что в отношении СП-2 Германия совершила «геополитическую ошибку». Впрочем, это его личное мнение, никак не согласованное с канцлером Шольцем. Ни с кем не собирается держать совет и министр иностранных дел Анналена Бербок, которая также представляет в правительстве ФРГ «экологистов». И, скорее всего, не только их, поскольку нетрудно догадаться, кому на руку, чтобы Европа покупала сжиженный газ заокеанского происхождения. С большой долей вероятности можно допустить, что именно с особым мнением США и связана неожиданная задержка сертификации «Северного потока-2».
Например, в Париже прозрачно намекают, будто канцлер Олаф Шольц намеренно не вмешивается в ситуацию вокруг СП-2, чтобы переложить ответственность за его судьбу исключительно на Евросоюз, который с 1 января 2022 года возглавляет Французская Республика. Так что после Нового года многое в судьбе СП-2 будет зависеть от Эмманюэля Макрона. Если он сумеет, а главное захочет выкрутить руки русофобской евробюрократии, «заточенной» под интересы США, то русский газ может пойти по СП-2 в Европу и раньше 8 мая 2022 года (срок принятия решения, установленный Еврокомиссией) - уже протестированы и заполнены газом обе трубы.
Если не получится - европейцам придётся покупать спотовый газ по 2 000 долларов за тысячу кубов, пока не подвезут СПГ из Америки. При этом не факт, что США станут продавать американский «демократический» газ намного дешевле, поскольку свои газовозы с азиатского направления они переориентировали на Европу только потому, что газ в Азии упал в цене, а в Старом Свете, наоборот, резко поднялся.
Место Меркель пусто не бывает?
После Гельмута Коля, Франсуа Миттерана, Маргарет Тэтчер Европе не очень везёт на политических тяжеловесов, способных принимать если не исторические, то принципиальные решения. Даже у Ангелы Меркель это не всегда получалось. У её современников - тоже стоявших тогда на вершине власти - тем более. Например, Франсуа Олланд особо активной позицией на европейском политическом поле совсем не запомнился, а в самой Франции отметился разве что как сторонник «общеевропейских ценностей» - разрешил однополые браки и задолго до BLM принёс извинения алжирцам за 130 лет французской колонизации. Николя Саркози в свою очередь отметился коррупционными скандалами и очень «некрасивой» войной в Ливии, за которой просматривался его «шкурный» интерес (брал деньги на выборы у растерзанного впоследствии Муаммара Каддафи).
На их фоне Эмманюэль Макрон выглядит вполне пристойно. В отличие от предшественников, за годы президентства он исхитрился не встрять ни в одну из военных авантюр под эгидой США и НАТО. При этом Франция активно и с пользой для себя торговала вооружением и боевой техникой.
Договор на поставку 89 многоцелевых истребителей «Рафаль» был заключён с ОАЭ. Катар и Индия получат по 36 самолётов, Египет - 30, обзаведутся французскими самолётами Греция и Хорватия. Украине Франция обязуется поставить 20 пограничных катеров и 5 вертолётов, что, естественно, не нравится России. Однако Эмманюэль Макрон, несмотря на задушевные разговоры с Владимиром Путиным, целенаправленно ведёт свою коммерческую линию.
И не только коммерческую. В ноябре по аналогии с Елисейским договором от 1963 года между Францией и ФРГ в Риме был подписан договор о дружбе между Францией и Италией, которым Макрон и президент Италии Серджио Маттарелла зафиксировали новый триумвират Париж - Рим - Берлин, объединивший наиболее крупные европейские экономики, обладающие наибольшим политическим весом в ЕС. Там же, в Риме, но уже с итальянским премьером Марио Драги Макрон обсудил ряд важных для него инициатив - в частности, о восстановлении европейской экономики, о создании общеевропейской армии и о цифровизации Евросоюза. Когда Совет Евросоюза возглавит Франция, Эмманюэль Макрон, конечно же, получит гораздо более солидную трибуну для озвучивания своих идей. При этом и возможностей для их реализации у него будет существенно больше.
…А проблем меньше всё равно не станет. Одна из ключевых - мигранты из Африки и Азии, которые продолжают переходить границы Европы. При этом считается, что во всём виновата Ангела Меркель, объявившая политику открытых дверей.
Но если придерживаться исторической правды, то надо признать, что на самом деле миграционный «ящик Пандоры» открыл ещё генерал де Голль, который после войны в Алжире предоставил возможность десяткам тысяч арабов и берберов, воевавших на стороне Франции, перебраться в метрополию. Расселились они в пригородах крупных городов, положив начало своеобразным гетто, где и сейчас нежелательно появляться коренным французам, в том числе и полицейским. Причиной тому - иной менталитет, этноконфессиональные различия, низкий образовательный уровень новых французов и, конечно же, физиологическое взаимоотчуждение.
Причём сегодня с подобными проблемами сталкивается не только Франция. Вот почему, утверждает президент Макрон, необходимо «политическое управление Шенгенской зоной» и совместная охрана внешних границ от нелегальных мигрантов вплоть до отправки, если потребуется, полицейских подкреплений из других стран.
В рамках европейской энергетической безопасности Макрон ратует за реабилитацию атомной энергетики. Кстати, свои АЭС Франция сохранила в целости, а вот что будет с теми странами, которые повелись на так называемую зелёную инициативу? Президент Французской Республики убеждён (по крайней мере, так говорит), что без российского газа решение проблемы энергоснабжения значительной части европейцев, мягко говоря, затруднительно.
Но отважится ли Эмманюэль Макрон откровенно пойти против США? Вот в чём вопрос... Да и выборы на носу.
Выбор и выборы
Первый тур состоится 10 апреля, и Макрон пока что лидирует - сейчас более 30% французов готовы отдать за него голоса. Кто же конкуренты? Уже сейчас можно определить трёх наиболее вероятных кандидатов на прохождение во второй тур.
Во-первых, лидер правого «Национального фронта» Марин Ле Пенн. Её предвыборная компания проходит под традиционными лозунгами: выход из НАТО, выход из Шенгенской зоны, выход из зоны евро и возвращение франка, индустриализация страны за счёт госсредств, запрет радикальных исламских групп. Попутно она предлагает закрыть все «экстремистские» мечети, депортировать иностранцев, совершивших преступления, и запретить однополые браки. Популярность госпожи Ле Пенн не меньше, чем у Макрона, но вероятность её победы во втором туре невысока.
Во-вторых, ультраправый писатель и публицист Эрик Земмур, которого СМИ называют популистом и «французским Трампом». Выступает против исламизации и феминизации Франции, против разрушения традиционных ценностей, предвещает «конец французской цивилизации», а роль спасителя нации берёт на себя. Обещает выход Франции из НАТО, сторонник диалога с Россией - как с наиболее желательным союзником. Собирается выслать два миллиона мигрантов из страны, а новых не пускать.
...И правый электорат постепенно стал перемещаться от Ле Пенн к Земмуру. Но тут же Земмура «отстрелили» из испытанного оружия - харассмента. Впрочем, французским политикам не привыкать. Вспомним Доминика Стросс-Кана, чья карьера была разрушена при помощи соблазнительной горничной. Но если в Стросс-Кана был сделан один «выстрел», то в адрес Земмура - целая «очередь» из заявлений восьми обиженных дам.
Однако экзальтированный журналист оказался покрепче финансиста и пригласил этих соискательниц для осуществления их эротических фантазий. В результате Макрон, Ле Пенн и Эрик Земмур идут практически ноздря в ноздрю.
Третьим, и, возможно, наиболее вероятным конкурентом Эмманюэля Макрона является глава парижского района Иль-де-Франс Валери Пекресс, которая представляет партию правоцентристского толка «Республика». Во французской прессе её называют «новой внезапно взошедшей звездой». Мадам Пекресс имеет очень серьёзный опыт государственного управления - в правительстве Николя Саркози отвечала за бюджет и образование. Её предвыборные обещания, в общем-то, не блещут оригинальностью и заключаются в намерении реорганизовать Евросоюз и вывести Францию в число самых уважаемых государств мира. Считает, что бесконтрольная глобализация наносит вред промышленности и сельскому хозяйству страны. Проблемы миграции предлагает решать сокращением вдвое квот видов на жительство, не стесняясь говорит об исламском сепаратизме, поддерживает традиционные семейные ценности и «национальный образ жизни». Знает несколько языков, в том числе и русский, а в детстве отдыхала в «Артеке».
Понятно, что при столь жёсткой конкуренции Макрону приходится крутиться. Не так давно Макрон переозвучил старую идею, высказанную ещё де Голлем, который говорил о «Европе от Атлантики до Урала». Нынешний глава Франции продолжил Европу уже до Владивостока. Однако с учётом противоречий между Россией и НАТО такое предложение выглядит более чем двусмысленно. Или Эмманюэль Макрон, пользуясь отсутствием Ангелы Меркель, действительно собирается взять европейские дела в свои руки и навести на континенте порядок?..
Но пока Макрон примеряет на себя имидж генерала де Голля и рассуждает о европейском суверенитете, неплохо бы вспомнить о «пощечине», которую Франция не так давно получила от Вашингтона. Речь об уже подписанном австралийском заказе на строительство 12 подводных лодок (на сумму 56 миллиардов евро), который США самым циничным способом перехватили у Франции. На унижение Париж ответил отзывом своих послов из Австралии и США. Правда, через некоторое время послы как ни в чём не бывало вернулись на свои служебные места, а вместе с благородным негодованием из речей президента Макрона исчезла и воинственность. В связи с чем во французских соцсетях появилась саркастическая ремарка к событиям: «Сможет ли Пиноккио стать хозяином мира, несмотря на то, что нити мешают его конечностям?»
А действительно - сможет ли? Ну, не хозяином всего мира, так хотя бы Европы и не навсегда, а на время, отведённое регламентом Евросоюза, чтобы решить европейские проблемы в интересах европейцев? У той же Ангелы Меркель это получалось не всегда.