Фактор победы: революция в военно-техническом деле
© РИА Новости
Барражирующий дрон-камикадзе «ZALA Ланцет» и высокоточный ударный беспилотный комплекс «КУБ-БЛА», предназначенный для поражения удалённых наземных целей.

Фактор победы: революция в военно-техническом деле

На заседании рабочей группы Военно-промышленной комиссии по контролю за Гособоронзаказом зампред Совбеза Дмитрий Медведев в «воспитательных целях» зачитал телеграмму Иосифа Сталина директору танкового завода, который не справлялся с поставками боевой техники фронту. Такие же по жёсткости послания в 1941 году получили и авиастроители. В нынешних условиях, в условиях войны, становится очевидным, что производственная исполнительность - фактор безусловный
02 мая 2023, 06:30
Реклама
Фактор победы: революция в военно-техническом деле
© РИА Новости
Барражирующий дрон-камикадзе «ZALA Ланцет» и высокоточный ударный беспилотный комплекс «КУБ-БЛА», предназначенный для поражения удалённых наземных целей.
Читайте нас на: 

«Отбряхнуться» не получится

Телеграмма была адресована Матвею Шенкману - директору Воронежского завода №18 имени К.Е. Ворошилова, который выпускал штурмовики Ил-2, а копия - Анатолию Третьякову, директору Московского завода №1, где собирали истребители МиГ-3. Оба завода к тому времени уже были эвакуированы в Куйбышев (ныне Самара).

Перебазировать в кратчайшие сроки такие производства, тем более в условиях, сложившихся к концу 1941 года - уже подвиг. Оба завода с поставленными задачами справились: уже 10 декабря был выпущен первый истребитель МиГ-3, а в конце декабря началось производство и штурмовиков Ил-2. Однако на требуемую мощность выйти не удалось, поскольку самолёты собирались из привезённых с собой деталей, а когда запас закончился, производство замедлилось.

Сталин с таким положением дел смириться не мог, и 23 декабря 1941 года в адрес руководителей заводов из Кремля ушла телеграмма:

«Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолёты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб. Шенкман даёт по одному Ил-2 в день, а Третьяков даёт МиГ-3 по одной-две штуки. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны не МиГи, а Ил-2. Если 18 завод думает отбряхнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесёт за это кару. Прошу Вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше «Илов». Предупреждаю последний раз. СТАЛИН».

Бригада Елены Сухановой на сборке штурмовиков Ил-2 на заводе в Куйбышеве.
© waralbum.ru
Бригада Елены Сухановой на сборке штурмовиков Ил-2 на заводе в Куйбышеве.

Матвей Шенкман на собрании рабочих прямо сказал: «Телеграмма Сталина - и урок, и наказ, и помощь». Шенкман был человеком не робкого десятка, поэтому на следующий день Сталин получил и ответ с изложением причин, которые помешали вывести производство на запланированный уровень, и просьбу о помощи. Вот эта телеграмма, датированная 24 декабря 1941 года:

«Москва. Кремль. Сталину. Вашу справедливую суровую оценку нашей плохой работы довели до всего коллектива. Во исполнение Вашего телеграфного указания сообщаем, завод достиг ежедневного выпуска 3 машин, 19 января по 6 машин, 26 января 7 машин. Основной причиной отставания завода по развороту выпуска самолётов является размещение на недостроенной части завода. В настоящее время не достроены корпус агрегатных цехов, кузница, корпус заготовительно-штамповочный, компрессорная. Отсутствуют воздух, тепло, кислород, жильё для рабочих. Просим Вашей помощи по ускорению окончания строительства, ускорению снабжения завода готовыми изделиями, материалами. Просим обязать соответствующие организации мобилизовать для нас рабочих и улучшить питание рабочих. Коллектив завода обязуется позорное отставание ликвидировать. Шенкман».

Всего через полгода оба завода стали выпускать продукцию уже с перевыполнением плана. После телеграммы Сталина, в январе 1942 года, выпуск самолётов уже составил 6-7 единиц в день, а в конце 1942 года увеличился до 26 единиц.

Истребитель МиГ-3 на государственных испытаниях в НИИ ВВС.
© waralbum.ru
Истребитель МиГ-3 на государственных испытаниях в НИИ ВВС.

Такой эффект произвела телеграмма главы государства. Отметим, что Анатолий Третьяков пережил войну, стал Героем Социалистического Труда. Матвей Шенкман до Дня Победы, к сожалению, не дожил: 23 мая 1942 года он погиб в авиакатастрофе, когда летел в Нижний Тагил по производственным делам. И версия о том, будто от Шенкмана избавились, выглядит неубедительно. Матвей Борисович относился к тем людям, которые умели решать самые трудные задачи, а такие кадры Сталин ценил.

«Или нас сомнут»

Здесь уместно напомнить слова Сталина на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности в 1931 году, которые актуальны и для нынешнего времени:

«Задержать темпы - это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. Нет, не хотим! История старой России состояла, между прочим, в том, что её непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все - за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную. Били потому, что это было доходно и сходило безнаказанно… Таков уж закон эксплуататоров - бить отсталых и слабых. Волчий закон капитализма. Ты отстал, ты слаб - значит, ты не прав, стало быть, тебя можно бить и порабощать. Ты могуч - значит, ты прав, стало быть, тебя надо остерегаться…

Хотите ли, чтобы наше Социалистическое Отечество было побито и чтобы оно утеряло свою независимость? Но если этого не хотите, вы должны в кратчайший срок ликвидировать его отсталость и развить настоящие большевистские темпы в деле строительства его социалистического хозяйства. Других путей нет. Вот почему Ленин говорил накануне Октября: "Либо смерть, либо догнать и перегнать передовые капиталистические страны". Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

 МиГ-31 с гиперзвуковым ракетным комплексом «Кинжал».
© РИА Новости
 МиГ-31 с гиперзвуковым ракетным комплексом «Кинжал».

Нынешний день таков же. Только десяти лет у России нет. И это при том, что предшественники оставили нам в наследство мощный ракетно-ядерный щит.

Однако ракетно-ядерный щит решает не всё. Значит, нужно за год, а может быть и за меньший срок «пробежать нужное расстояние» и наверстать упущенное в создании обычных вооружений, но с многократно умноженным боевым потенциалом. Словом, требуется революция в военно-техническом деле.

Многое уже сделано. Эффективно работают «Калибры», грозным оружием зарекомендовал себя гиперзвуковой ракетный комплекс воздушного базирования «Кинжал». Недавно в западной прессе появилось сообщение о том, что в ответ на террористические акции в Брянской области был разгромлен «теневой генштаб» НАТО на украинской территории, расположенный на глубине 120 метров. Удар, нанесённый «Кинжалом», греческий информационный портал Pronews назвал «катастрофой для сил альянса на Украине» - до 200 офицеров НАТО были убиты. Сообщалось, что большинство из них - британцы и поляки, но были также американцы и представители частных военных компаний.

Проведены испытания. 4 января 2023 года была принята на вооружение гиперзвуковая противокорабельная ракета «Циркон». Основными целями этого оружия являются надводные корабли противника - от фрегатов до авианосцев, а также наземные военные объекты в радиусе поражения. Можно назвать и ряд других российских ноу-хау военного назначения, поспевших к началу специальной военной операции.

Боевой лазерный комплекс «Пересвет» в боевом положении.
© mil.ru
Боевой лазерный комплекс «Пересвет» в боевом положении.

В апрельском номере журнал Минобороны «Военная мысль» рассказал, что российские разработчики создают комплексы противоспутниковой борьбы. Это комплекс противокосмической обороны «Контакт» на базе тяжёлого истребителя-перехватчика МиГ-31, боевая лазерная система А60 «Сокол-Эшелон» на базе транспортного самолёта Ил-76, боевая лазерная система «Пересвет». Кстати, в начале апреля этого года пресс-служба МИД России выпустила сообщение, в котором утверждалось, что Украина при участии иностранных специалистов «воздействует на российские гражданские спутники связи». В российском МИД пообещали «ответить подобающим образом».

И, как можно было убедиться, такие возможности есть.

Проблема БПЛА и её решения

Однако дел у российского ОПК невпроворот. Специальная военная операция в числе прочего подтвердила растущую роль беспилотной авиации и что у нас не всё благополучно в «беспилотном хозяйстве». Сейчас ситуация с разработкой, производством и применением БПЛА начинает выправляться.

Поступают сообщения об успешном применении «Ланцетов» - беспилотных барражирующих боеприпасов, разработанных российской компанией ZALA (входит в концерн «Калашников»). Впервые «Ланцеты» были представлены в июне 2019 года на выставке «Армия-2019» в Москве. В настоящее время российские фирмы производят и другие беспилотники, которые появляются в зоне спецоперации.

С 1997 года на вооружении стоит разведывательный БПЛА «Пчела-1Т» (разработчик ОКБ им. А.С. Яковлева), совершивший первый полёт в апреле 1986 года. С помощью этого комплекса осуществляется оперативное взаимодействие со средствами огневого поражения РСЗО «Смерч», «Град», ствольной артиллерии, ударных вертолётов в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия. В начале 2015 года в состав разведывательных подразделений были включены малые электрические БПЛА «Тахион», которые предназначены для наблюдения, целеуказания, корректировки огня, они также эффективны в проведении аэрофото- и видеосъёмки, могут работать в качестве ретрансляторов.

Самым массовым дроном ВС РФ является «Орлан-10», который разработан предприятием «Специальный технологический центр». Это многофункциональный беспилотный комплекс, предназначенный для ведения наблюдения за протяжёнными и локальными объектами в труднодоступной местности, в том числе при проведении поисковых и ремонтных работ. БПЛА входит в состав системы управления тактическим звеном ЕСУ ТЗ, благодаря чему может транслировать данные о цели для поражения всеми боевыми машинами (САУ, танки, БМП, машины ПВО), подключёнными к системе управления тактическим звеном.

Расчёт беспилотного летательного аппарата «Орлан-10У» во время выполнения задачи в южном секторе СВО.
© РИА Новости
Расчёт беспилотного летательного аппарата «Орлан-10У» во время выполнения задачи в южном секторе СВО.

Особенностью «Орлан-10» является плотная интеграция с САУ «Мста-СМ», что позволяет оперативно уничтожать цели непосредственно после обнаружения. БПЛА может выступить в роли корректировщика артиллерийского огня. С 2020 года эксплуатируется «Орлан-30», являющийся модификацией БПЛА «Орлан-10», который предназначен в том числе и для наведения на цель высокоточных снарядов «Краснополь». Аппарат применялся в Сирии и применяется сейчас на Украине.

В короткий срок были созданы системы глушения беспилотников противника. «Украина проигрывает в "битве дронов"», - написала в апреле 2023 года британская газета Guardian. Сообщалось, что за время боёв за Донбасс российские военные научились успешно противодействовать квадрокоптерам, стоящим на вооружении ВСУ. Считается, что, благодаря совершенствованию российских систем глушения, уже вскоре у ВСУ может не остаться ни одного дрона.

Но многое из военного ноу-хау на подходе. В декабре 2021 года успешно прошёл испытания и готов к применению высокоточный ударный беспилотный комплекс «Куб-БЛА». Преимуществами этого комплекса являются скрытый запуск, высокая точность бомбометания, бесшумность и простота в обращении.

Ждёт своего звёздного часа «Альтиус» (или «Альтаир») - разведывательно-ударный БПЛА большой продолжительности полёта, массой до 5 тонн. Разработка началась в 2011 году в ОКБ «Сокол» (ныне ОКБ М.П. Симонова). 21 декабря 2021 года Минобороны РФ заявило об окончании испытания «Альтиус-РУ», который способен нести авиабомбы, а также ракеты класса «воздух-поверхность».

Беспилотный летательный аппарат «Альтиус-У».
© РИА Новости
Беспилотный летательный аппарат «Альтиус-У».

Заявлен беспилотник «Гром» - российский перспективный БПЛА компании «Кронштадт». По идее разработчиков, «Гром» должен лететь впереди основной группы авиации на удалении в несколько сотен километров и провоцировать противника на открытие огня. Как только средства ПВО неприятеля обнаружат, группа из дронов «Молния» всем арсеналом наносит удар по силам противовоздушной обороны неприятеля. После чего «Гром» отходит, открывая дорогу фронтовой авиации - истребителям Су-57 и бомбардировщикам Су-34, в помощь которым подключается тяжёлый ударный БПЛА С-70 «Охотник».

В планах производства КБ «Луч» (г. Рыбинск) разведывательный БПЛА малой дальности «Корсар» (до 200 км), предназначенный для ведения воздушной разведки и аэрофотосъёмки местности, патрульных полётов, мониторинга окружающей среды. 27 февраля, по данным разведслужб США, первый полёт совершил российский средневысотный разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат «Орион» («Иноходец»), который считался долгостроем.

Эксперты отмечают, что «Иноходец» являлся «лёгкой» версией разведывательно-ударного беспилотника MQ-9 Reaper - сходство диктуется примерно одинаковыми задачами американского и российского аппаратов. И всё-таки, что с «Иноходцем»? Почему путь от НИОКР до производства оказался столь долгим? Надо признать, что долгий разбег брали и другие российские дроны. Потому, в частности, России и пришлось приобретать у Ирана БПЛА «Герань-2».

Синдром 90-х

По большому счёту, Россия запоздала с производством боевых дронов, что досадно, поскольку родоначальником беспилотной авиации был Советский Союз. Ещё в 1979-1989 годы было построено более 150 беспилотных «Стрижей» наземного старта с дальностью полёта до 1000 километров. Кстати, многоразовые советские оперативно-тактические разведывательные БПЛА разработки ОКБ имени Туполева после соответствующей доработки, уже как боевые, применяют ВСУ, которым после раздела «советского имущества» досталась значительная часть этих аппаратов. Получилось это в силу того, что «Стрижи» предназначались для ведения разведки над территорией Западной Европы и развёртывались вдоль западной границы СССР - преимущественно в Прикарпатском военном округе.

Экспериментальный палубный истребитель Су-47 «Беркут».
© wikipedia.org
Экспериментальный палубный истребитель Су-47 «Беркут».

Такое впечатление, что наш ОПК не всегда верно оценивал перспективу, поэтому не всегда занимался производством тех видов вооружений и военной техники, которая могла потребоваться в условиях современных боевых действий. Теперь же необходимо как можно быстрее уходить от синдрома 1990-х, когда, для примера, «гвоздём программы» российских авиасалонов был самолёт с обратной стреловидностью крыла С-37 «Беркут», позже получивший новый индекс Су-47.

Экзотический самолёт продолжали крутить на авиасалонах в рекламных целях, хотя специалисты уже знали, что машина не может рассматриваться как основа для истребителя будущего. Ещё в 1984-1991 годах две построенные в США машины такой же конфигурации - Grumman X-29 выполнили более 240 полётов, показавших, что программа провальная.

Из этой же серии проект танка «Чёрный орёл», разработанный в 1990-е Омским конструкторским бюро транспортного машиностроения. Рекламная шумиха вокруг этого бренда отвлекала от модернизации танков, проверенных временем: Т-72 и Т-90. А созданный на базе Т-90 танк Т-90М «Прорыв» сегодня успешно держит экзамен в ходе специальной военной операции.

Забуксовал и перспективный танк Т-14, выполненный на базе универсальной гусеничной платформы «Армата». Ещё 30 июля 2018 года Юрий Борисов, будучи вице-премьером по оборонно-промышленным вопросам, заявил, что Т-14 «Армата» «слишком дорогой для массовых закупок, поэтому будет продолжена модернизация стоящих на вооружении Т-72 и Т-90». Как бы там ни было, но Минобороны подписало контракт на установочную партию из 132 боевых машин Т-14 и Т-15, который предполагалось выполнить до конца 2021 года. Сначала Т-14 проходил госиспытания в НИИ Минобороны, затем испытания танка прошли в Сирии. Будем надеяться, что «Армата» со временем проявит себя в полной мере, а не только в обстрелах позиций ВСУ. Посмотрим...

Показательные выступления Т-14 «Армата».
© РИА Новости
Показательные выступления Т-14 «Армата».

Это к тому, что с новациями нужно быть в известной степени осторожными и определяться вовремя, ибо новации стоят больших денег, что порой становится решающим фактором и для производства, и для решения задач на поле боя. К тому же, положение России в настоящее время таково, что полагаться приходится только на свои внутренние производственные возможности, чтобы нивелировать потери и пополнить запасы вооружения. В большой степени это стало возможным потому, что, несмотря на большие утраты, нам всё-таки удалось сохранить лучшее из того, чем обладал советский ВПК.

Отсюда и результат. «Поджигатели планируют направить на Украину 400 с лишним танков. За это время мы произведём новых, и модернизируются имеющиеся тоже, свыше 1,6 тысячи, а общее количество танков РФ будет превышать в три раза количество танков ВСУ, даже более, чем в три раза», - заявил президент Владимир Путин в эфире телеканала «Россия 24». Обнадеживающие заявления и цифры.

И всё же многие проблемы просто так не решить. Производство вооружений - чувствительная сфера, на которую завязаны и станкостроение, и микроэлектроника, и много чего другого, где свои проблемы. А главное, у нас действительно нет лишних десяти лет, поэтому этот путь мы обязаны не пройти, а пробежать. Ради суверенитета и безопасности России. И выбора нет: «Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

Реклама
ВЫСКАЗАТЬСЯ Комментарии
Реклама