Беспрецедентно: Доктрине Монро брошен вызов
Трудно было предположить, что ежегодное послание нации, с которым выступил президент Венесуэлы Николас Мадуро, станет, без преувеличения, разграничительной чертой между двумя эпохами - между тем временем, когда Венесуэла маялась под давлением США и искала пути замириться с «дядей Сэмом», и новой эпохой, в которую Венесуэла шагнула как открытый враг США, не скрывающий намерения уничтожить однополярный мир и, значит, американскую гегемонию. Перечисляя с трибуны Национального собрания главные направления развития Венесуэлы в 2023 году, президент Мадуро предложил создать в Латинской Америке и Карибском бассейне блок союзников России и Китая. Почему это предложение можно считать беспрецедентным?
С открытым забралом
Для начала, в связи с далеко идущими последствиями этого заявления, приведём его практически полностью: «Что касается геополитики, то сегодня мы как никогда продвинулись в укреплении новой региональной геополитики, новой интеграции, в строительстве великой родины, о которой наш народ мечтал веками. На днях я говорил об этом по телефону с президентом (Бразилии) Лулой да Силвой. Я лично говорил об этом с президентом (Колумбии) Густаво Петро. Я обсуждал это с президентом Аргентины Альберто Фернандесом. Наступает новый час, особый час для объединения усилий и путей народов Латинской Америки и Карибского бассейна для продвижения вперёд в формировании мощного блока политических сил, мощного экономического блока, который будет говорить с миром, который пригласит мир к интеграции, к созданию новых полюсов силы, мирового сообщества с общей судьбой, о котором говорит наш старший брат председатель Си Цзиньпин, <…> многополярного мира, о чём говорит наш старший брат президент Владимир Путин. Для того, чтобы этот мир состоялся, необходим сплочённый, продвинутый латиноамериканско-карибский блок. Я объявляю: Венесуэла становится во главе битвы за построение мира великой родины, этой независимой и суверенной силы, что принесёт больше счастья, прогресса и процветания нашей стране и всем странам Латинской Америки и Карибского бассейна».
Мы наш, многополярный, мир построим
Даже не нужно гадать, что именно сподвигло Мадуро сделать такое заявление. Это кардинальные изменения в мире, которые происходят как результат российской спецоперации на Украине, являющейся прямым противостоянием между Россией и США со всем коллективным Западом. Де-факто Мадуро заявляет, что Венесуэла подключилась к усилиям России по созданию многополярного мира и берётся за выполнение этой задачи в масштабе Латинской Америки и Карибского бассейна. Совершенно сознательно Мадуро не разделяет Россию и Китай в их общем противостоянии Соединённым Штатам и потому отмечает, что будущий латиноамериканский альянс согласен с идеей «общей судьбы мира», которую около трёх лет назад высказал Си Цзиньпин и которая, по крайней мере на данном этапе, не противоречит идее многополярности.
Инициатива Мадуро - это объявление войны Соединённым Штатам, которые уже два столетия осуществляют в отношении Латинской Америки свою доктрину Монро, согласно которой только США имеют право реализовывать свои интересы на Американском континенте. Можно утверждать, что это не просто фраза, а готовность венесуэльского руководства к открытому вооружённому конфликту со Штатами. Почему? Потому что речь идёт о союзе с Россией, которая воюет с США и НАТО. А открытый союзник воюющей России - это открытый враг США.
Инициатива президента Мадуро родилась тогда, когда Россия силой оружия ломает старое монополярное устройство и де-факто встаёт во главе движения за построение нового мира с разными центрами силы. В других исторических обстоятельствах инициатива президента Венесуэлы вообще бы не появилась на свет. И потому в сегодняшнем международном контексте - это фактически объявление войны Соединённым Штатам. Конечно, Мадуро не говорит о применении силы. Но между строк его заявления читается решимость, если надо, взяться и за оружие. В этом-то и есть беспрецедентный характер инициативы президента Венесуэлы.
Кроме того, надо читать полный текст обращения Мадуро к нации, где лишь в конце речи народ Венесуэлы услышал эту инициативу. У Венесуэлы есть личные счёты с США. В своём послании Мадуро заявил, что США, начиная с 2015 года, ввели против Венесуэлы более 900 санкций. Прямые потери страны от американских санкций против её нефтяного сектора уже составили 232 млрд долл. А общие убытки от санкционной войны США - 642 млрд долл., которые включают потери от невложенных инвестиций, убытки в промышленности и сельском хозяйстве, дополнительные расходы на социальные нужды в связи с обеднением населения и т.п.
«Левый цунами» Южной Америки
Международный контекст, который позволил президенту Мадуро выступить с инициативой создания пророссийского альянса, заключается не только в открытом вооружённом противостоянии России коллективному Западу, хотя это является определяющим фактором. Есть ещё и такой феномен последних лет, как «левый разворот» Латинской Америки - тенденция прихода к власти левых сил в странах региона. И в своих попытках скинуть гегемона с пьедестала Венесуэла отнюдь не одинока на «пылающем континенте». Об этом мечтают все левые силы региона, и именно они сейчас правят бал во многих латиноамериканских странах, прежде всего в тех, которые сами по себе являются политическим барометром всего континента.
Причина «полевения» Латинской Америки заключается в громком провале либеральных правительств, которые находились у власти в странах региона последнее десятилетие. Эти правительства следовали в фарватере либеральной экономической политики США и курируемого ими Международного валютного фонда. Результатом стал рост уровня бедности, гигантское социальное неравенство, рост преступности и коррупции и прочие «издержки» либерального курса.
Именно поэтому избиратели в Латинской Америке предпочитают сегодня голосовать за левые силы, которые выступают с кардинальными программами социальных перемен и не боятся называть Соединённые Штаты истинным виновником нищеты своих народов.
Начало нынешнему «левому развороту» региона положила в 2018 году Мексика, где на президентских выборах победил социалист Мануэль Лопес Обрадор. Тогда это была первая ласточка, в которой ещё не увидели начало континентальной «левой волны». Но за этим последовала победа социалиста Альберто Фернандеса в 2019-м в Аргентине. И либеральный мир насторожился, особенно после того, как состоялся визит Альберто Фернандеса в Мексику, в ходе которого президенты Мексики и Аргентины объявили друг друга союзниками и заявили о необходимости создания «антинеолиберальной оси» Латинской Америки. Это был гром среди ясного неба, потому что оба президента открыто заявили о провале либеральных идей на латиноамериканской почве. Что означало оплеуху Штатам, потому что именно Чикагская школа экономики насаждала в Латинской Америке свои идеи «чистого капитализма».
Дальше «левая волна» пошла со всеми остановками. На выборах в Эквадоре в 2021 году в миллиметре от победы был социалист Андрес Араус, проигравший во втором туре, как убеждены многие, только в результате происков посольства США в Кито. Левую тенденцию закрепили президентские выборы в Чили в 2021 году, где также победил представитель левых Габриэль Борич. В Боливии в том же 2021 году к власти вернулась партия свергнутого в 2019-м в результате госпереворота Эво Моралеса «Движение к социализму», и президентом стал ближайший соратник Моралеса - Луис Арсе. Опять же в 2021-м, теперь уже в Перу, произошло ранее совершенно невообразимое: победителем президентских выборов был объявлен выходец из крестьянских низов Педро Кастильо (которого, кстати, местный олигархат спустя год всё же «съел», Кастильо отстранили от должности, пользуясь его неопытностью в экономике и в дворцовых интригах). Совершенно неожиданными были результаты президентских выборов в Колумбии в 2022-м, где победил бывший лидер левого партизанского движения Густаво Петро. И, наконец, под триумфальные фанфары в конце 2022 года вернулся в политику и занял кресло президента Бразилии кандидат от социалистической Партии трудящихся Инасиу Лула да Силва.
Традиционная симпатия к России
Мы представили относительно подробную картину «левого разворота» Латинской Америки для понимая того, что инициатива Николаса Мадуро о создании блока союзников России и Китая имеет твёрдую региональную основу. Левые силы в Латинской Америке традиционно относятся с большой симпатией к России, которая является преемником Советского Союза. Для современных левых в регионе сегодняшняя Российская Федерация - это не продолжение тысячелетней России, как считаем мы.
Для них мы - продолжение СССР, который им из-за океана казался идеалом государства социальной справедливости. Понятно, что это сродни религиозным верованиям, но это объективная реальность Латинской Америки.
Это и есть ответ на законный вопрос, кто потенциально может войти в состав инициируемого Венесуэлой блока. С разной степенью своей вовлечённости в борьбу против США в альянс могут войти все страны-участники латиноамериканского «левого разворота», прежде всего, упомянутые самим Мадуро Аргентина, Бразилия и Колумбия, лидеры которых, как следует из заявления президента Венесуэлы, поддерживают его идею. Естественно, в первых рядах будут Куба, Никарагуа и Боливия, о которых Мадуро не упомянул только лишь по причине общеизвестности факта: эти три страны входят в многолетний неформальный политико-экономический альянс с Венесуэлой.
Кто лидер?
Естественным является вопрос и о том, кому будет принадлежать лидерство в блоке. Уже более 60 лет Куба является признанным региональным лидером борьбы против США, примером, не побоимся здесь пафоса, стойкости и мужества в отражении бесконечных дипломатических атак, информационной войны и экономических санкций со стороны Вашингтона. Куба активно помогает Венесуэле держать удар в противостоянии Штатам. А Венесуэла поддерживает Остров Свободы своей нефтью. В Венесуэле трудятся сотни бригад кубинских врачей. Не является секретом и кубинская военная помощь Венесуэле. Отношения между народами и лидерами Венесуэлы и Кубы, Николасом Мадуро и Мигелем Диасом-Канелем, можно охарактеризовать как братские.
Думается, что вопрос о лидерстве в альянсе не является для них принципиальным. Это скорее вопрос тактики.
Было бы даже лучше, если альянс возглавит Венесуэла, поскольку Куба, как говорил покойный Фидель Кастро, «кость в горле американского империализма». И те страны с левыми президентами, которые и захотели бы войти в антиамериканский альянс, по укоренившейся привычке оглядываться на Штаты могут отложить своё решение до лучших времён, если лидером будет объявлена Гавана. Дело в том, что Куба, как многолетний союзник СССР и России, крайне враждебно воспринимается Соединёнными Штатами. И у потенциальных членов будущего блока может возникнуть рецидив исторической боязни американцев.
Схемы объединения
Не надо быть пророком, чтобы предположить, что в самое ближайшее время последуют ответные шаги Вашингтона на инициативу Венесуэлы. При этом американцам не придётся что-то изобретать, они уже давно пытаются вбить клин между левыми силами разных стран Латинской Америки. В либеральной печати регулярно муссируется тезис о том, что левое движение к югу от Рио-Гранде никогда не было однородным и, мол, тем более нет никакой однородности левых и сейчас.
Но никто не говорит, что для объединения вокруг России требуется аптечная точность совпадения взглядов. Просто США пытаются не допустить интеграции левых движений и, как максимум, исключить вероятность того, что Куба, Венесуэла и Никарагуа возьмут на себя роль лидеров практического изменения статус-кво на Американском континенте.
Американцы попытаются не допустить возобновления интеграции «южных соседей» в антиамериканские блоки, каковыми изначально задумывались созданный в 2004 году «Союз южноамериканских наций» (Unión de Naciones Suramericanas - UNASUR) и «Боливарианский альянс для народов нашей Америки» (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América - ALBA), сформированный в 2004 году по инициативе покойных ныне лидеров Венесуэлы и Кубы - Уго Чавеса и Фиделя Кастро. В настоящий момент UNASUR и ALBA весьма слабы ввиду того, что последнее десятилетие характеризовалось как раз правыми правительствами, которые прекратили участие своих стран в этих объединениях. Теперь же UNASUR и ALBA могут стать платформой для создания блока региональных союзников России и Китая.
Россия не подведёт
В 70-80-е годы прошлого столетия все левые стран Латинской Америки, особенно Куба и Никарагуа, с надеждой смотрели на Советский Союз как на бастион борьбы против США. Точно так же сегодня все они смотрят на Россию с восхищением и надеждой, что мы сможем что-то изменить в этом мире, где до сего момента безраздельно правил американский глобалистский истеблишмент.
Прямая речь
«Считаю, что наши отношения [со странами Латинской Америки] на подъёме, как практически со всеми развивающимися регионами мира.
[…] Конечно, у нас есть страны, с которыми мы сотрудничаем давно, глубже, интенсивнее, чем с другими странами региона. Прежде всего, это Куба, Венесуэла, Никарагуа. Ценим историю наших отношений, солидарность по большинству вопросов мировой политики. Мы всегда поддерживаем друг друга на голосовании в Генеральной Ассамблее ООН.
[…] Мы заинтересованы в том, чтобы и другие страны Латинской Америки были в наших приоритетах. У нас нет никакой «доктрины Монро». Когда мы идём в регион, то не несём с собой каких-то рисков, угроз подчинения той или иной страны своим интересам или продвижения определённых политических сил к власти.
[…] Ценим, что ни одно государство Латинской Америки и Карибского бассейна, за исключением, может Багамских островов, не присоединилось к антироссийским санкциям».
Пресс-конференция министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова по итогам деятельности российской дипломатии в 2022 году, Москва, 18 января 2023 года.
Уже нет такого человека, который не понимал бы, что мир стоит на пороге эпохальных перемен и никогда не будет прежним. Понимают это и в Латинской Америке, которая, как никакой другой регион планеты, пытается вырваться из тисков США. И опору для этого она видит в России. И потому наша победа на Украине станет не только победой, за которой последует воссоединение Русского мира, это будет победа всех тех, кто не видит себя в тисках глобалистских либеральных «ценностей» и тотального диктата транснациональных корпораций.